Сырьевое эмбарго: резервы небольшие
На третьем году санкционной войны наиболее масштабные поставки российского сырья на рынки недружественных стран почти обнулены. Очевидных кандидатов на контрсанкции немного — горячебрикетированное железо, окатыши, сжиженные нефтяные газы, каучуки и некоторые виды удобрений
* Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), кандидат экономических наук.
Два с половиной года назад по горячим следам масштабных антироссийских санкций мы сделали попытку оценить, поставки каких товаров в недружественные страны Россия могла бы ограничить в качестве одной из форм контрсанкций (см. «Асимметричный ответ: подсказка», «Эксперт» № 10 за 2022 год). Тогда власти не стали прибегать к подобным шагам, по-видимому, опасаясь потери репутации надежного поставщика. Единственным исключением, имевшим свою логику, было решение президента Владимира Путина перевести внешнюю торговлю трубопроводным газом на рубли, что оказалось неприемлемо для значительной части покупателей из ЕС и фактически стало некоторым эквивалентом торгового эмбарго.
Однако сейчас ситуация начинает меняться. 11 сентября Путин обратился к правительству РФ с предложением подумать о возможности и целесообразности ограничения поставок на внешние рынки стратегического сырья. В качестве примеров — именно примеров, а не руководства к действию — назывались уран, титан и никель. «Монокль» представил оперативный анализ возможных последствий этих ограничений в прошлом номере журнала (см. «Отлучим врагов от недр», № 39). А сегодня мы представляем вашему вниманию обновленный список товаров российского экспорта, чувствительных для странсанкционеров, по актуальным данным.
Мы использовали несколько критериев отбора товаров. Во-первых, учитывалась доля импорта каждого товара из России на рынках недружественных стран в целом — этот показатель отражает зависимость всех недружественных стран от поставок из России, показывает долю российских поставок в суммарном потреблении того или иного товара недружественными странами. Чем эта доля выше, тем болезненнее окажется прекращение поставок для покупателей.
Во-вторых, оценивалось соотношение импорта недружественных стран из России и мирового импорта из России (с оговоркой об ограниченности круга рассматриваемых стран). Данный показатель отражает степень замкнутости экспорта России на рынках недружественных стран по каждому товару. С точки зрения перспектив введения наших ограничений более выигрышны те позиции, где этот показатель не слишком велик. В этом случае появляется, по крайне мере теоретически, более широкое окно возможностей для переориентации поставок на рынки дружественных стран.
Расчеты проводились на основе базы данных по мировой торговле ООН UN Comtrade за 2023 год. Использовались данные, предоставленные странами — партнерами России; они могут отличаться от нашей статистики по торговле, которая была закрыта еще в 2022 году. Статистика ООН доступна не по всем странам. Данные по Ирану и Белоруссии не публикуются с 2022 года; еще ряд стран (крупнейшие из них — Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Южная Корея, Тайвань) пока не отражены в статистике ООН за 2023 год. Но все-таки представляется, что сейчас лучше рассматривать данные за 2023 год, пусть даже и с такими оговорками, чем пользоваться статистикой 2022 года, поскольку ситуация с торговлей в постсанкционный период менялась стремительно.
В-третьих, рассчитывалось соотношение общего объема импорта товара недружественными странами и миром в целом — этот показатель указывает на степень доминирования недружественных стран в качестве импортеров.
Мы выделили 59 товарных позиций, по которым поставки из России превышают 10% импорта недружественных стран. Далее мы будем называть их чувствительными товарами (для странсанкционеров).
Особо стоит отметить, что многие товарные позиции, которые широко известны как сфера специализации России, не вошли в отобранный по нашим критериям список по причине низкой ориентированности недружественных стран на поставки из России. Так, доля импорта таких стран из России по итогам 2023 года составила: по нефти и нефтепродуктам — 1,5%; по меди — 2,5%; по алюминию — 5%; по природному газу — 5,5%.
Частично это связано с тем, что поставки нашего сырья были перенаправлены транзитом через третьи страны, так что в этих случаях зависимость недружественных стран от России может быть несколько преуменьшена в официальной статистике. Но с другой стороны, открытие новых рынков, таких как Индия, существенно изменило географический ландшафт поставок, так что многие страны — экспортеры сырья, уступив эти новые рынки России, сами заместили нашу страну в поставках на рынки недружественных стран. Это явно прослеживается на примере нефти: если два года назад она входила в номенклатуру чувствительных для недружественных стран товаров, то сейчас — в результате сдвигов в географической структуре поставок — поставки нефти из России для Запада уже не критичны. И чем дольше мы будем затягивать с введением контрмер, тем по большему числу товаров недружественные страны смогут сами найти альтернативу.