Что бы такого ре-анимирировать
Герои отечественных мультфильмов, не нуждающихся в оживлении
Сверхуспех «Чебурашки», самого кассового фильма в истории российского проката, не даст покоя кинематографистам и зрителям еще долго: недавно на киноэкраны переносили «Возвращение блудного попугая», вот-вот выходит «Домовенок Кузя», а «Союзмультфильм» обещает взяться за «оживление» троицы из Простоквашино и других героев анимационных шедевров прошлого. «Хорошо еще, что "Ежика в тумане" никто не делает сейчас»,— замечал Юрий Норштейн в одном недавнем интервью. Тем не менее давайте попытаемся взглянуть в глаза неизбежности и представить, из каких еще отечественных мультфильмов можно сварганить то или иное «переосмысление для новой аудитории». Можно, но не нужно.
Голубой щенок
«Голубой щенок». Ефим Гамбург, 1976
С щенком никто не хочет дружить, кроме подозрительного черного кота, похищающего заглавного героя. Примерно так можно описать сюжет эксцентричного анимационного мюзикла со стихами Юрия Энтина и музыкой Геннадия Гладкова. Мультфильм цепляет обманчиво простой анимацией и какой-то поразительной внутренней свободой, драйвом. Перенести на современный экран такое невозможно, но разве это остановило авторов нового «Летучего корабля»? «Голубого щенка» легко можно растянуть на два часа, так еще и песни прекрасные, и из Рыбы-пилы, перепиливающей корабль моряка, можно сделать ту еще экшен-сцену. Разве что со строчками вроде «Голубой-голубой, не хотим играть с тобой!» сегодня следует быть поосторожнее. Редакторы киностудий, будьте бдительны.
Говорящая рыба и чудище, меняющее облик
«Ух ты, говорящая рыба!». Роберт Саакянц, 1983
Рыбак поймал говорящую рыбу и тут же отпустил ее подобру-поздорову, сетуя меж тем на то, что кушать нечего,— как вдруг из-под земли вылезло какое-то Чудо-юдо, меняющее свой облик. Золотая классика психоделической анимации была основана на сказке Ованеса Туманяна, переосмыслявшего пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Переосмыслить уже в игровом кино при желании можно и это чудо. Невероятное по плотности визуальное повествование можно замедлить в несколько раз, сделать из нищего старика добра молодца, добавить пару-тройку сюжетных линий (структура вполне позволяет), а недостаток фантазии и таланта восполнить обильным применением нейронных сетей. К слову, на днях в сети вышел так называемый реанимейт — покадровый ремейк мультфильма Саакянца, поделенный на несколько кусков, созданных работающими в разных стилях режиссерами анимации.
Щенок из варежки
«Варежка». Роман Качанов, 1967
Мама запрещает девочке завести собаку, после чего из варежки девочки материализуется замечательный щенок. Разумеется, лишь в ее воображении. А теперь представьте, что этот шерстяной щеночек окажется не плодом фантазии, а порождением, допустим, нанотехнологий? И заговорит голосом Гарика Харламова, недавно попугаившего в «Возвращении попугая Кеши». Кроме шуток, из истории детской дружбы с питомцем можно сделать того еще «Чебурашку-2023». Тут тоже добрый пушистик может связать воедино давно развязавшуюся семью. Страшно? А вот не отказывайте детям в просьбе завести четвероногого друга.