Вожди не играют в театр. Почему Владимир Путин боится проявлять эмоции
Демонстрацию семейных ценностей президент, как выяснилось, считает не более чем показухой. Это многое объясняет в его политике: любая публичная эмоция считается недостойной мужчины. Лучше терпеть любые поношения и жертвовать людьми, но только не быть заподозренным в наличии эмоций
Владимир Путин, как известно, если и любит свою семью, то предпочитает ее никому не показывать. Главную причину он назвал только что — в вышедшем после долгого перерыва новом выпуске сериала «20 вопросов Владимиру Путину»: это «западная политическая культура связана с представительством как бы членов семьи», а у нас, в России, «должно быть все по-взрослому, серьезно». Безопасность — это уже во-вторых.
Появляться на публике в сопровождении супруги и детей, внуков, демонстрировать совместные фотографии, даже парадные — это все, по мнению Путина, несерьезно. Этим занимаются только легкомысленные западные политики исключительно для того, чтобы получить сиюминутный, преходящий успех на выборах. А мы — мы не в таком состоянии находимся, чтобы заниматься этим театром, с некоторым презрением говорит Путин.
В каком же «не таком» состоянии мы, интересно, находимся? Очевидно, в состоянии войны мы находимся, вечной битвы. Не только с геополитическими соперниками, конечно, вся-то наша жизнь и есть борьба, уже сто лет как. Как писал в свое время Жванецкий, даже уборку урожая мы называем битвой, а бьемся — с комбайном.
Немного удивительно, конечно, что человек, на каждом углу разглагольствующий о важности семейных ценностей, вдруг называет демонстрацию этих самых ценностей, желание показать, что у тебя в семье все нормально, театром, показухой. Но чего ж мы ждем от кадрового разведчика? На войне не до сантиментов; скупое письмо с фронта домой — максимально допустимое проявление эмоций. Безмолвное свидание Штирлица с женой — идеал отношений.
То, что для разведчика хорошо, для общественного деятеля обычно плохо. Чтобы знать, чего ожидать от политика, неплохо бы знать, что он за человек в целом. Но это, конечно, если политик хочет, чтобы можно было догадаться, чего от него ожидать. Путин явно не таков, и информацию о его взглядах на жизнь мы до сих пор собираем по крупицам.
Вот недавно, кстати, интересная крупица обнаружилась: американцы выложили в открытый доступ стенограмму разговора Владимира Путина и Билла Клинтона по поводу подводной лодки «Курск». Ну вы помните — той, что утонула, пока президент отдыхал в Сочи.