Российский стартап хочет показывать рекламу лазерами из космоса: насколько это реально и какие есть сомнения
Avant Space обещает демонстрировать бренды с высоты 600 км и охват в 1 млрд человек. Эксперты в космической отрасли говорят: поднять рой спутников и управлять им реально, но с видимостью изображения могут быть проблемы.
Частная российская космическая компания Avant Space несколько лет разрабатывала электроракетный двигатель для малых спутников и хотела продавать его операторам вроде OneWeb. Но изменила планы: теперь Avant Space готовится запустить рой микроспутников с лазерами и показывать рекламу из космоса. В сентябре компания провела первые лётные испытания разработки.
Развернуть в космосе группировку микроспутников и даже поддерживать строгий порядок полёта реально, считают эксперты. Тем не менее есть много факторов, которые могут помешать инициативе.
Чем занимается Avant Space
«Наши инженеры спроектировали лазер, свет от которого будет виден с Земли, и спутник, на котором он будет установлен. Группировка таких спутников с лазерами позволит строить на орбите логотипы из точек-звёздочек, рукотворные созвездия», — рассказывает технический директор Avant Space Александр Малинин в видеоролике о первых испытаниях лазера.
Испытания прошли в начале сентября 2020 года. Команда запустила стратостат на высоту около 30 км и подтвердила расчёты яркости системы лазеров, которую разрабатывает Avant Space. «Наш следующий шаг — запуск двух тестовых микроспутников с лазером в космос. А основное созвездие будет содержать от 20 до 50 аппаратов», — планирует Малинин.
Avant Space разрабатывает высокочастотный ионный двигатель и систему управления для малых космических аппаратов. В 2016 году компанию основал Антон Оссовский, в прошлом работавший в космической компании Dauria Aerospace и опытно-конструкторском бюро «Пятое поколение».
В ноябре 2017 года Оссовский впервые рассказал о наземных испытаниях ионного двигателя с внешним магнитным полем. Испытания первых моделей двигателя GT-50 и GT-100 проходили в лаборатории «Физика плазмы» МГУ.
Avant Space — резидент «Сколково» с момента основания. За четыре года компания получила 35,4 млн рублей в виде грантов. В 2019 году фонд одобрил грант на 60 млн рублей на два года, однако в разговоре с vc.ru Оссовский уточнил, что компания получила только 30 млн рублей: ещё 30 млн рублей должен был внести соинвестор, но после изменения концепции развития и перераспределения средств от второго этапа финансирования отказались.
По данным «Сколково», 2019 год компания «Авант Спэйс Системс» закончила с выручкой в 16,1 млн рублей. Avant Space продала лабораторную модель двигателя GT-50 с некоторыми подсистемами корпорации ВНИИЭМ, уточнил Оссовский.
Свой первый микроспутник на базе платформы Cubesat 16U с собственным электронным ракетным двигателем GT-50 компания показала в августе 2019 года на авиасалоне МАКС. Система позволит управлять движением микроспутника и поддерживать его позицию на орбите, объясняли в Avant Space.
В космосе Avant Space планирует зарабатывать на рекламе, показывая логотипы известных брендов с высоты 600 км. За месяц до презентации на МАКС национальная технологическая инициатива «Аэронет» и Avant Space объявили о совместном проекте по запуску в космос микроспутников со световым лазером на борту для показа рекламы в ночном небе. Запуск первой группировки из 20 аппаратов партнёры запланировали на конец 2023 года.
Мы создаём новый инструмент на рекламном рынке для глобального и быстрого охвата аудитории, что позволит без ограничений и барьеров демонстрировать рекламу на все крупные города мира, с ожидаемым охватом людей, которые увидят рекламу, более 1 млрд человек. Мы предполагаем, что ежегодная выручка составит около $100 млн в год. Антон Оссовский, гендиректор Avant Space
Почему компания сосредоточилась на рекламе
Ещё в марте 2020 года на сайте Avant Space можно было найти основные характеристики ионного двигателя компании, сравнение с другими похожими устройствами, анализ рынка малых спутников и другую информацию. Сейчас никакой документации не осталось, сайт полностью посвящён проекту рекламы в космосе.
«Мы оставили только информацию о ключевых характеристиках технологии рекламы в космосе, а техническую документацию перевели в режим конфиденциальной информации, так как готовим заявку на получение патента на изобретение», — объяснил Оссовский.
На сайте Avant Space есть цитаты от имени The Wall Street Journal и Forbes, но vc.ru не удалось найти в этих изданиях публикации о проекте. «Статьи сейчас в работе. Думали, что к запуску сайта уже будут готовы, но не успели», — объяснил Оссовский.
Avant Space планировала зарабатывать на продаже двигателей, но столкнулась с трудностями. Тогда Оссовский нашёл другую идею — зарабатывать на сервисах.