Как понятие «современного искусства» оказывается под воздействием стереотипов

ForbesКультура

Недоступное и чужеродное: почему широкая аудитория с трудом воспринимает современное искусство

Генеральный директор ЦСП «Платформа», социолог Мария Макушева специально для Forbes Life рассказала, как понятие «современного искусства» оказывается под воздействием многочисленных стереотипов и почему широкая аудитория держится от него на дистанции

Мария Макушева

0:00 /
501.86
Фото Dominic Lipinski / PA / TASS

На протяжении всех последних лет эксперты отмечают рост интереса к современному искусству в мегаполисах и омоложение аудитории. Большую роль в популяризации играет развитие арт-пространств, которые сделали андеграундное предметом потребления креативного класса, связали современное искусство с образом молодого образованного горожанина. А также развитие онлайн-площадок с просветительскими курсами.

По данным исследования Центра социального проектирования «Платформа» проведенного в партнерстве с Art Life Academy в среднем 36% опрошенных проявляет интерес к современному искусству. И значительно большему числу нравятся отдельные произведения, причем не только фигуративные. Например, 53% опрошенных сказали, что им нравится работа Поллока «#8» (произведения искусства разных стилей демонстрировались участникам опроса без подписей), 48% — инсталляция Кабаковых «Человек, улетевший в космос из своей комнаты».

Niccolo Guasti / Getty Images
Niccolo Guasti / Getty Images

При этом понятие «современного искусства» оказывается под воздействием ряда стереотипов. В сравнении с классическим:

  • оно считается менее понятным, менее интересным,
  • более далеким от жизни человека,
  • менее трогающим эмоционально.

И в целом в отношении современного искусства ощущается дистанция.

Как сложилась такая ситуация?

Арт-среда действительно производит отдельные работы, которые непонятны и раздражающе действуют на массовую публику.

Отчасти сама конкурентность среды стимулирует некоторых художников искать быстрые способы привлечения внимания, создает соблазн использовать приемы провокации. Они — лишь небольшая часть общей палитры, но своим шоковым эффектом привлекают наибольшее внимание массовой аудитории и формируют у многих образ целого (акционизм Павленского, Кулика, Мавраматти).

Кроме того, современное искусство оказывается в восприятии тесно связано с политизацией. Оно открылось массовому потребителю в период политических и мировоззренческих сдвигов Перестройки и 1990-х годов (Группа «Внеправительственная Контрольная комиссия», «ЭТИ-Текст»). Важно, что в этот период сложилась и ориентация на зарубежную аудиторию — которая ожидала от российского актуального искусства острого политического контекста. Пик политизации пришелся на деятельность группы «Война», предшествовавшая политическим протестам начала 2010-х годов. Стереотип о том, что современное искусство — это непременный инструмент политической борьбы, искажает восприятие всей сферы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении