Ворсинки ковра из алтайского кургана железного века рассказали о технологии стойкого окрашивания
Метод микрорентгенофлуоресцентного анализа помог ученым выяснить, как древние мастера ковроткачества добивались стойкости красок. Исследование ворсинок Пазырыкского ковра — древнейшего известного образца ворсовых ковров — показало, что уже в I тысячелетии до нашей эры при окрашивании шерсти применялась технология ферментации, обеспечивающая проникновение пигмента внутрь волокон шерсти. О результатах анализа сообщает статья в Scientific Reports.
Пазырыкская археологическая культура существовала на Алтае в эпоху железного века, в VI–III веках до нашей эры. Памятники этой кочевой скотоводческой культуры обнаруживают при раскопках погребений курганного типа, сооружавшихся для представителей племенной знати. Пазырыкцы насыпали курганы над заглубленными в грунт лиственничными склепами, устроенными в виде срубов. Проникавшая внутрь влага замерзала, и за столетия в камерах скопился лед, законсервировавший их содержимое. Благодаря этому в усыпальницах хорошо сохранились тела покойных и предметы погребальной утвари из органического материала, в том числе текстиль.
Шерстяной узелковый ковер размером 2,00×1,85 метра со сложным полихромным орнаментом был найден в 1949 году экспедицией Института археологии АН СССР под руководством Сергея Руденко во время раскопок пятого кургана из комплекса погребений в восточно-алтайском урочище Пазырык. Для его изготовления древние ковроделы использовали пряжу из из овечьего пуха с небольшой примесью ости и переходного волоса. Тонина (размер поперечного сечения) волокон ворсовой пряжи составляет от 12 до 55 микрометров. Ворс образован рядами симметричных двойных (так называемых тюркских) узлов, навязанных с высокой плотностью: на одном квадратном дециметре ковра их количество достигает 3600, а весь ковер, согласно подсчетам, содержал около 1250000 узлов. Ворс подстрижен до высоты двух миллиметров.
Центральное поле ковра заполнено орнаментом из схематизированных цветочных мотивов, заключенных в квадратные рамки, а на окаймляющих центр бордюрах изображены грифоны, всадники и лани. О происхождении и датировке ковра у ученых нет единого мнения (1, 2): существуют версии о том, что он был изготовлен в Мидии в конце VI века до нашей эры, в Ахеменидском Иране, в Средней Азии либо в одной из северо-западных сатрапий в V или IV веке до нашей эры. Некоторые исследователи не исключают и возможности того, что ковер изготовили сами пазырыкцы, скопировав переднеазиатский образец.