Страна отверженных художников: как россияне создали глобального игрока на рынке цифрового искусства
Проект Rarible 26-летнего Александра Сальникова и 33-летнего Алексея Фалина стал одной из крупнейших в мире площадок на разогретом рынке NFT, где селебрити и авторитетные художники продают картинки, гифки и музыку
В феврале этого года объем продаж на 12 крупнейших NFT-маркетплейсах (так называют площадки, где за криптовалюту можно продавать и покупать цифровые объекты — гифки, мемы, музыкальные треки, картины. — Forbes) составил около $500 млн — это в два раза больше, чем за весь 2020 год. Четвертая по обороту NFT-площадка в мире — Rarible (после NBA Top Shot, Open Sea и Cryptopunks): по данным аналитической платформы DappRadar на 25 марта, объем сделок с момента запуска маркетплейса составил $76 млн.
Rarible в конце 2019 года основали выходцы из России — Александр Сальников и Алексей Фалин. В 2021 году на платформе выпустили дропы (выставили свои цифровые объекты на продажу. — Forbes) актриса Линдси Лохан, рэп-группа Wu-Tang Clan, блогеры Илья Варламов и Руслан Усачев, а также известные цифровые и уличные художники — например, московская граффити-команда «Зачем!». Компания зарабатывает на комиссии со сделок пользователей: ее ввели в сентябре 2020 года, и с того момента Rarible, по собственным данным, выручила $5,9 млн. В январе 2021 года стартап привлек $1,75 млн от нескольких фондов, сфокусированных на блокчейн-проектах.
Forbes рассказывает, за счет чего взлетела платформа и почему она и ее конкуренты не заменят художественные галереи.
Tilda для токенов
Александр Сальников и Алексей Фалин познакомились в 2019 году в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). «Кажется, Саша написал пост про блокчейн, я оставил комментарий, завязалась беседа, и мы решили встретиться и обсудить будущее этой сферы», — рассказывает Фалин. Оказалось, что у них много общих знакомых — оба учились в Высшей школе экономики в Москве, но в разные годы и по разным специальностям. Сальников — выпускник факультета прикладной математики и информатики, Фалин — кафедры «Бизнес-информатика».
К моменту встречи оба развивали собственные компании. Сальников вместе с товарищем по университету, студентом факультета экономической социологии Иваном Старининым с 2012 года запустил пять проектов на блокчейне. «Еще на первых курсах я понял, что мне интереснее запускать проекты, чем учиться, и начал выпускать продукт за продуктом», — рассказывает Сальников. Среди его проектов — криптобиржа MarginCall и сервис CoinOffering, который позволяет трансформировать акции частных компаний в токены, что делает их доступными для мелких инвесторов. По словам Сальникова, эта технология легла в основу продукта OrderBook компании Ambisafe, с помощью которого часть своих акций преобразовали в токены, в частности, SpaceX и Airbnb.
Фалин вместе с предпринимателем Ильей Казанцевым и маркетологом Андреем Никифоровым в 2013 году создал мобильное приложение AirPano Travel Book, где можно скачать сферические панорамы городов. Спустя два года они запустили сервис Sticker.Place для создания стикеров в Telegram, WhatsApp и iMessage. В 2017–2018 годах Sticker.Place привлек более 35 млн рублей от ФРИИ, венчурного фонда RB Capital и сооснователя фонда the Untitled Ventures Игоря Лутца.
Оба предпринимателя видели перспективы на рынке блокчейн-технологий, но не хотели запускать «скучные» финансовые продукты. «Хотелось создавать что-то веселенькое, с картинками», — говорит Сальников. Поэтому партнеры обратили внимание на рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT), которые подтверждали подлинность и авторство цифровых объектов. Технология NFT позволяет продавать и перепродавать картинки, гифки, музыку или предметы из компьютерной игры.
В 2019 году NFT активно обсуждали в блокчейн-сообществе, поясняют партнеры, но тогда, чтобы создать токен, нужно было уметь программировать. Существовавшие на тот момент маркетплейсы Open Sea и Nifty Gateway работали как вторичный рынок, где пользователи могли торговать активами, которые они приобрели на других платформах, — например, атрибутами персонажей из игр на блокчейне. «Площадки, где любой пользователь, не знакомый с программированием, мог бы в три клика создать токен, не было», — уверяет Сальников.
Это подтверждает основатель инвестиционной платформы Tokenbox Владимир Смеркис. По его словам, создать токен на базе Ethereum было и тогда не сложно, но требовало времени. Как минимум нужно было найти инструкцию на форуме о том, как это делается, говорит эксперт. «Tilda для NFT, где можно было быстро, по шаблону, создать токен, не было», — утверждает Смеркис.
Единственной платформой, где пользователь без навыков программирования мог создать токен своего произведения, была SuperRare — ее бета-версию запустили в 2018 году. Но, по словам Сальникова, там каждому кандидату приходилось проходить отбор и многим художникам отказывали. «Мы же решили создать открытую платформу, куда не нужно было получать инвайты, где любой мог бы запускать эксперименты. Куда можно было бы прийти и спустя десять минут сделать дроп», — поясняет предприниматель.
Отверженные художники
Первую версию платформы Rarible Сальников и Фалин представили в ноябре 2019 года. Запуску предшествовали два месяца обсуждений и два месяца разработки, рассказывает Фалин. Через знакомых нашли первых сотрудников — дизайнера и двух разработчиков. Объем стартового капитала подсчитать сложно, говорит Фалин, но уверяет, что партнеры потратили меньше $50 000 из личных сбережений.
Компанию зарегистрировали в американском штате Делавер, где находятся юрлица 67,8% компаний из списка Fortune 500 (список крупнейших американских компаний по версии издания Fortune. — Forbes). В США рынок блокчейна более урегулирован, чем в России, объясняет решение Сальников. К тому же предпринимателям нравились Штаты, оба часто там бывали, занимаясь предыдущими проектами.