«Войны всегда идут не так, как планировалось».
Рэй Далио о том, как мир оказался на пороге самого серьезного экономического и политического шока за последние сто лет
Один из самых известных в мире инвесторов, миллиардер, основатель инвестиционной компании Bridgewater Associates Рэй Далио поделился со своими подписчиками в LinkedIn масштабным эссе о политической и экономической стадии, на которой незаметно оказалось мировое сообщество, причинах, которые к этому привели, и последствиях, которые нам грозят. Inc. изучил этот текст и приводит его в немного сокращенном виде.
Большой цикл
История показывает, что движение к гражданским и/или международным войнам, которые меняют внутренний и мировой порядок, происходит в несколько последовательных этапов. Они формируют «большие циклы», которые повторяются на протяжении всей истории человечества. Я считаю, что сейчас особенно важно проанализировать, как работает типичный «большой цикл», на какой стадии мы находимся и что произойдет дальше.
Факты указывают на то, что мы находимся на грани гражданской и/или международной войны — в моей книге «Принципы изменения мирового порядка» я описываю это как позднюю пятую стадию, на грани шестой.
Не понимая, как работают эти циклы, мы будем просто наблюдать за новостями, не будучи к ним готовыми или способным что-то предотвратить.
Когда я говорю, что мы находимся на грани гражданской и/или международной войны, я не имею в виду, что мы обязательно вступим в нее или что это произойдет очень скоро. Я хочу сказать, что стороны внутренних и международных конфликтов готовятся к войне. Если события будут развиваться по классическому сценарию, существует высокая вероятность начала одной из таких войн или их обеих в течение пяти лет (наивысшая точка риска — 2025-2026 годы).
Та часть цикла, в которой мы находимся, с нашим поколением раньше не происходила, она наблюдалась в 1930-1945 годах. По этой причине я считаю, что самое время поразмыслить, как циклические причинно-следственные связи приводят к развитию событий, составляющих «большой цикл». А также подумать, что мы должны сделать индивидуально и коллективно, чтобы справиться с этими реалиями.
Примерно два с половиной года назад я описал Большой цикл в серии постов, которые в конечном итоге стали книгой «Принципы изменения мирового порядка». Тогда многие люди думали, что я преувеличиваю, когда говорю о финансовом и экономическом кризисе, больших внутренних конфликтах, граничащих с гражданской войной, и больших внешних конфликтах, которые могут привести к той или иной форме войны. Теперь, когда финансовые и экономические проблемы (из наиболее очевидных — стагфляция), внутренние конфликты между левыми и правыми популистами и международные конфликты усилились, большинство людей видят на практике то, о чем я говорил.
Тем не менее, многие рассматривают каждое из этих событий изолированно, а не помещают в контекст развивающегося «большого цикла». Это вызывает беспокойство, потому что цикл развивается быстро, что повышает шансы перехода к шестой стадии (стадия гражданской/международной войны) до неприятно высоких уровней.
Как работает «большой цикл» и что происходит сейчас
«Большой цикл» состоит из трех циклов поменьше:
1. Долгосрочный цикл «долг-деньги-экономика»,
2. Цикл внутреннего порядка-беспорядка,
3. Цикл внешнего порядка-беспорядка.
Эти три цикла и их слияние обычно застают людей врасплох, потому что они раньше с ними не сталкивались. Циклы длятся дольше, чем живет человек, а значит, он переживает каждую фазу только один раз в жизни или вообще не сталкивается с какими-то из них.
Разберемся подробнее с каждым циклом.
1Долгосрочный цикл долг-деньги-экономика
Большинство стран, прежде всего, страны с основными резервными валютами, приближаются к стадии сокращения/реструктуризации этого долгосрочного цикла. Эта стадия наступает, когда уровни и темпы роста внешнего долга страны становятся неустойчивыми как по способу его формирования, так и по сумме.
Такие условия возникают, когда долговые активы и обязательства выросли до такого уровня, что процентные ставки стали слишком высоки для должников. В этом случае от активов отказываются, потому что они не обеспечивают достаточной доходности или потому что возникает большой риск дефолта. Это ставит Центробанк в трудное положение: ему приходится или повышать процентные ставки, что негативно сказывается на ценах активов и экономике в целом, или печатать деньги и покупать долговые активы, что снижает стоимость денег.