Денис Конанчук: «Лидерам сегодня не у кого подсмотреть готовые решения»

Нынешний кризис существенно отличается от предыдущих — он затрагивает не только экономику, но и ценности людей, считает директор департамента корпоративного обучения Школы управления «Сколково» Денис Конанчук. В лекции для РБК Pro он рассказал, какие требования выдвигает новое время к лидерам и почему их эмоциональное состояние критически важно для поддержания бизнес-процессов.
«Мы наблюдаем кризис топ-менеджеров»
РБК: С какими вызовами сталкиваются топ-менеджеры в условиях нового кризиса? Можно ли сравнить этот кризис с предыдущими, например с ковидным?
Д. К.: Повестка действительно изменилась. Ковидный кризис был кризисом среднего менеджмента. Тогда в основном страдали офисные сотрудники. Некоторых увольняли, а большую часть переводили на удаленку. Им приходилось работать с балкона, из ванной комнаты, на кухне, с тремя детьми и мужем. В общем, было тяжело. А топ-менеджеры, у которых есть пара своих кабинетов, говорили, что им классно и они не прочь поработать в таком формате еще.
Сегодня мы наблюдаем кризис топ-менеджеров, он бьет именно по ним.
РБК: Почему так?
Д. К.: Большая часть правил игры, которые задавали систему координат для принятия стратегических решений, поменялась. То, что раньше работало как часы, засбоило. Я говорю о доступе к рынкам сбыта, финансах, логистике. Резко возросла неопределенность. От лидера в таких условиях ждут важных решений, а готовых решений сейчас нет.
Мы завершили наше ежегодное исследование, опросили топ-менеджеров 250 компаний. Половина из предприятий крупные, со штатом больше 1 тыс. человек. Результаты показали, что приоритеты бизнеса сильно изменились.
Раньше, во время пандемии, целью номер один была цифровая трансформация. Оно и понятно: в карантинных условиях без дистанционных каналов и присутствия в цифровом мире у тебя не будет выручки.
Теперь, по данным на середину 2022 года, цифровая повестка ушла на второй план. А на первый вышли два вызова.
1. Операционная эффективность. Как работать в условиях дефицита компонентов? Как сэкономить средства, перестроить привычные процессы, пересобрать логистику и производство? Как пережить кризис, границы которого не определены? Более половины опрошенных работают с этим вызовом в ежедневном режиме.
2. Изменение бизнес-модели. Как изменить долгосрочную стратегию компании? Как найти новые источники доходов? В какие страны поставлять продукцию и где искать новых клиентов?
То есть содержание кризиса довольно сильно поменялось. Есть еще одно важное отличие. В пандемию можно было вдохновиться опытом китайских коллег, которые столкнулись с коронавирусом на несколько месяцев раньше. Сейчас подсмотреть какие-то решения не у кого.
РБК: Можно ли сказать, что российские компании откатятся в прошлое с точки зрения управления?
Д. К.: В этом вопросе я оптимист. Масштаб проблем такой, что тебе так или иначе придется придумывать что-то новое. Это приведет к появлению прорывных практик в операционных процессах, стратегиях, продуктовых решениях и в подходе к бизнесу в целом. Думаю, что за год-полтора компании нащупают точку устойчивости и мы увидим трансформацию.
РБК: Насколько применим опыт прошлых кризисов сегодня?
Д. К.: У меня нет однозначного ответа. Все кризисы как будто одинаковые. Но каждый раз ты их переживаешь по-новому.
Тем не менее в кризисах 2000 и 2022 годов есть схожие паттерны, похожие этапы. Просто длятся они по-разному.
- На первом этапе многие растеряны и замирают. Непонятно, что делать. Во время пандемии оцепенение прошло за один-два месяца. Сейчас оно длится дольше. Я заметил, как еще летом многие пытались осознать, что происходит и к чему оно ведет.
- Потом приходит этап поиска решений.
- И дальше кто-то находит точку опоры, а кто-то — нет и перестает расти.
Кроме того, мы изучали, как действовали разные страны в условиях санкционного давления, какие сценарии там разворачивались. При всей схожести положения у России и, например, Ирана сценарии развития все-таки разные.
Например, в Иране после введения санкций резко рос курс доллара. Многие прогнозировали, что так же будет и в России. Да, первое время курс доллара рос, но потом все изменилось. И мы находимся в совершенно другой ситуации. Потому что мир очень разный, контексты отличаются.
«Большинство лидеров уже перешли из героев в борцы»
РБК: А как в таких нестандартных условиях трансформируются требования к лидерам? Какие лидеры могут обеспечить непрерывность бизнес-процессов?