Не воруют, не стремятся победить любой ценой, не используют затычки для ванны: историк и исследователь Японии Александр Мещеряков — о японцах
Япония — страна во многом непонятная русскому человеку, в первую очередь потому, что спокойная, чересчур уравновешенная, выверенная, как будто открыточная, но именно поэтому манящая. Мы решили не сопротивляться зову сердца и попросили японоведа и литератора Александра Мещерякова объяснить, чем японцы отличаются от нас, в чем на нас похожи и чему людям западной культуры несомненно стоит у них научиться. А еще — что занимает умы жителей страны, в которой практически нет преступности?
Когда-то я проработал почти полный год в международном научно-исследовательском институте по изучению японской культуры в городе Киото. Неподалеку от моего дома кто-то оставил новенький велосипед. Ни разу не видел, чтобы кто-нибудь на нем катался. Контракт закончился, я вернулся в Россию. Прошло два года, и я вновь приехал в Киото. Велосипед стоял на прежнем месте. Теперь он весь проржавел и стал непригоден в качестве средства передвижения. За два года никто так и не проехался на нем. Японец знает, что брать чужое нехорошо. Он и не берет, даже если знает, что чужая вещь уже давно превратилась в ничейную.
Поселившись в небольшой гостинице уже в Токио, я обнаружил, что там нет сейфа. У меня же вдруг оказалось много наличности, а если ты прибыл в Японию ненадолго, счет в банке не завести. Так что я, опасаясь по привычке воров, спросил у хозяйки совета. Хозяйку звали Окада-сан. Она посмотрела на меня с нескрываемой жалостью: мол, как ты, глупый иностранец, не понимаешь, что у нас в Японии воров не водится… Тем не менее Окада, будучи женщиной услужливой, напрягла все свои умственные силы и выпалила: «Придумала! У меня идея! У вас же есть чемодан? Положите деньги на дно чемодана, а чемодан засуньте в платяной шкаф — ни один вор ни за что не найдет!» Достойный ответ честного человека, который ни разу в жизни не встречался с жуликом.
12 марта 2011 года в Японии случилось ужасное землетрясение, которое сопровождалось сокрушительным цунами в Фукусиме. Мне позвонили с одного телеканала и попросили приехать в студию, чтобы прокомментировать событие. Ведущая первым делом сказала, что в Фукусиме царит паника и началось мародерство. Я перебил ее и сказал, что ни в какое мародерство не верю. В этот момент она мне тоже не поверила. Но в самом скором времени весь мир убедился, что в Японии несчастье есть, а мародерства нет. Я радовался тому, что японцы не разрушили моей веры в их порядочность.
Тем мартом мне пришлось давать множество интервью. Каждый журналист с недоумением спрашивал: «Почему так: всюду в мире мародерничают, а в Японии — нет?» В вопросе звучало неприкрытое возмущение, которое показывает всю глубину нашего падения. Это потому, отвечал я, что, хотя нынешние японцы почти никогда не носят кимоно, все равно они японцы, а не американцы и не русские. Они не возьмут чужого, даже если рядом нет ни одного полицейского. Потому что им стыдно. В иных странах не берут чужого, потому что боятся угодить в тюрьму, а вот в Японии люди боятся потерять самоуважение.
Как и во всем остальном мире, в Японии временами случаются коррупционные скандалы. Но речь не о чиновниках, а о простых людях, которых намного больше, чем чиновников. Разумеется, если хорошенько поскрести Японию, то и там можно обнаружить людей бесчестных. Но жулик жулику рознь.
Вот я еду в электричке из аэропорта Нарита в Токио и перелистываю свежие газеты. И на первой же странице каждой из них обнаруживаю: страну сотрясает жуткий скандал — археолог Фудзимура Синъити оказался человеком нечестным, а его эпохальные палеолитические находки — обыкновенная подделка. Оказывается, он тихонечко брал из запасников музеев каменные орудия древнего человека вполне недавнего времени (возрастом всего-навсего в 10‒20 тысяч лет), подкладывал их в раскоп в максимально удаленные от нашего времени слои, а потом счастливо обнаруживал их. Публика ликовала, ибо, вопреки всем ожиданиям, древний человек заселил Японский архипелаг аж 600 тысяч лет назад. То есть прапра... предки японцев чуть ли не самые древние на нашей земле. Серьезные ученые испытывали сильные сомнения по поводу непрекращающихся сенсаций, но, не в силах противостоять общему палеолитическому угару, помалкивали годами. Результаты «открытий» Фудзимуры вошли в школьные учебники. И вот на тебе — такой конфуз.
В окне электрички мелькала нынешняя серобетонная Япония, а я думал: как же нужно любить свою страну с ее историей, чтобы пустяковое мошенничество могло произвести такой фурор! Чай, не серийный убийца обнаружился и не здание парламента взорвали. Но оказалось, что японцам есть дело до какого-то там палеолита. Археологические подлоги, как это хорошо известно профессионалам, довольно регулярно случаются во всех странах, но абсолютно невозможно себе представить, чтобы доисторические кремешки обсуждались с таким жаром и превращались в общенациональную драму.