Вероника решает уцелеть, или несколько слов в защиту “Красного воробья”
В прокате “Красный воробей” с Дженнифер Лоуренс — захватывающее собрание западных мифов о России.
Балерина Вероника Егорова (Дженнифер Лоуренс) работает примой в Большом, живет в тусклой квартирке с неизлечимо больной мамой и старается обходить стороной своего дядю Ваню из Службы внешней разведки. Дядя Ваня (бельгиец Маттиас Шонартс из “Ржавчины и кости”) очень похож на президента Путина и все время плетет интриги вместе со своими друзьями-чекистами — товарищем Захаровым (ирландец Киран Хайндс из “Игры престолов”) и генералом Корчным (англичанин Джереми Айронс). Русская контрразведка всеми правдами и неправдами хочет вычислить крота в своих рядах и заодно приструнить американского шпиона Нэша (Джоэл Эдгертон). Однажды у Вероники случится неприятность с партнером по танцам (Сергей Полунин) и ей придется принять предложение дяди Вани стать “красным воробьем”.
Красные воробьи — спецагенты-проститутки с более-менее докторской степенью по психологии, так что процесс их воспитания в фильме напоминает разом и бордель Мизинца из “Игры престолов”, и институт благородных девиц из “Рассказа служанки”. Руководит школой воробьев строгая Матрона в исполнении Шарлотты Рэмплинг — неожиданны посол из “Ночного портье”, придающий сексуальной антиутопии “Красного воробья” дополнительный смысл.
Фильм прошел в мировом прокате лучше, чем думалось скептикам, но явно хуже, чем хотелось создателям — так что теперь о нем можно говорить как о законченном произведении. Режиссер Фрэнсис Лоуренс (“Я легенда” и “Голодные игры”) склонен к большим проектам, а в запасливом кастинге кроме Айронса и Рэмплинг есть еще и Мэри-Луиза Паркер из Weeds и Билл Кэмп из блестящего шпионского сериала The Looming Tower. Но сложно представить, что Дженнифер Лоуренс потратит себя на целую трилогию, как хотелось бы автору одноименных книг, бывшему оперативнику Джейсону Мэттьюсу. Так что прокат “Красного воробья” в России — заключительная часть его гастролей. И уже заметно, что нашим критикам этот фильм смешон так же, как американским. Но поводы для шуток противоположны.
Западная пресса ругает “Красного воробья” за устаревшую повестку, но для нее дело отнюдь не в Холодной войне, а в том, что современным кинематографистам стоит трижды подумать, прежде чем раздевать женщину на экране. Грань между хитрой эксплуатацией (как в недавнем санденсовском Assassination Nation) и честным высказыванием (как в сериале “Мир Дикого запада”) размыта как никогда, так что по ней лучше не гулять в белых туфлях. Консенсус по поводу “Красного воробья” более-менее сложился: вместо того, чтобы снять фильм про выживание женщины в мире мужчин, Фрэнсис Лоуренс снял фильм про то, как Дженнифер Лоуренс ходит в душ. Талант актрисы, по мнению западных критиков, расходуется впустую. Что до Холодной войны, то она рецензентам, напротив, интересна: кажется, мало у кого из них есть сомнения, что реальная Россия устроена иначе,