Эстетика срезов: как создавалась «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая
Авантюрная комедия Леонида Гайдая вышла на советские экраны 28 апреля 1969 года. До 1980-х годов фильм оставался кассовым рекордсменом среди отечественных картин: за первый прокатный год ее посмотрели 76,7 миллиона зрителей (затем комедию потеснили «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и «Пираты ХХ века» Бориса Дурова). Кинокритик Илья Верхоглядов рассказывает об истории создания «Бриллиантовой руки».
«За рубежом»: откуда взялся гипс с алмазам
В 1969 году Леонид Гайдай в последний раз работал с драматургами Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Легендарный дуэт, сочинивший дилогию про Шурика, продолжил писать для других постановщиков, однако грандиозного зрительского успеха больше не добился: «Бриллиантовая рука» — последняя крупная удача.
Сюжет будущей комедии Костюковский подглядел в новостной заметке из журнала «За рубежом»: речь шла о швейцарских мошенниках, которые перевозили через границу драгоценности и наркотики, спрятав их в гипсовой повязке. Так и родился концепт истории: главный герой Семен Семенович Горбунков — старший экономист «Гипрорыбы», отправившийся по турпутевке в круизное путешествие, — попадает в лапы к контрабандистам, которые принимают его за агента-перевозчика Гешу Козодоева. Пока тот пребывает в полуобморочном состоянии («Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся, гипс!»), они накладывают ему лангетку с алмазами. По возвращении на на родину Горбунков становится мишенью для местных аферистов.
Сценарную заявку на «Мосфильме» одобрили — и неудивительно: история показывает бдительность правоохранительных органов, граждане — вместе с героем — им активно помогают, злодеи терпят крах. И даже контрабандисты проявляют небывалый патриотизм — иначе зачем им везти алмазы на территорию Советского Союза, если гораздо логичнее переправлять их за рубеж? Впрочем, эта сюжетная несуразица мало кого смущала — главное, служила очень удобной основой для бурлеска.
«По правде говоря, я не хотел ехать»: о центральном образе фильма
В сценарной заявке Семен Семенович Горбунков (изначально у него была другая фамилия, столь же потешная, с налетом инфантилизма, — Павлик) был представлен так: «Скромный служащий отнюдь не героического вида и нрава, волею обстоятельств попавший в самую гущу опасных приключений». Главная роль предназначалась исключительно для Юрия Никулина — в «Союзцирке» артисту даже выделили полугодичный отпуск, хотя раньше такого никогда не случалось.
Горбунков — явный отход от образа-маски, столь любимой в американской немой комедии и взятой Гайдаем на вооружение в ранних фильмах: там как раз царили собирательные образы (Шурик) и фольклорные типажи (Трус, Балбес, Бывалый). Главный герой «Бриллиантовой руки» — недотепистый, наивный, добросердечный патриот (перед отправкой он честно признается радиожурналисту: «Вообще, по правде говоря, я не хотел ехать — я думал купить жене шубу»), стойко выдерживающий искусы развращенного капиталистического зарубежья. Восточные путаны (впрочем, как и отечественные соблазнительницы) его не привлекают, и кока-кола ему не по вкусу.
За Семеном Семеновичем гоняются контрабандисты-сообщники, причем в ранней версии сценария их было трое — а-ля Трус, Балбес, Бывалый, разве что с другими позывными: Князь, Механик, Малыш (о том, что знаменитая троица на экраны больше не вернется, Гайдай предупредил зрителя сразу — в интервью перед началом съемок). Позднее худсовет предложил сократить число антагонистов — остались Геша Козодоев в исполнении Андрея Миронова (на эту роль среди прочих пробовался Георгий Вицин) и Лелик с придурковатым гоготом, сыгранный Анатолием Папановым (среди претендентов значился Михаил Пуговкин).