«Я смогла простить деда, который бросил своих детей»
Овдовев, он вскоре снова женился и в угоду новой жене отвернулся от своих дочерей. Спустя много лет его внучка отчаянно пытается разобраться в причинах этой жестокости. Трогательная история, рассказанная писательницей Тэмсин Грей.
В детстве я практически не знала своего деда. Верней, знала о нем только по рассказам мамы: что он, например, умел вязать и обожал крикет; что он был социальным работником и стал первым в Великобритании директором социальных служб; что по религиозным соображениям выступал против военной службы. А еще — что после ранней смерти моей бабушки Риты он очень быстро вновь женился и, по сути, бросил своих дочерей на произвол судьбы.
Мне очень трудно было совместить воедино два эти разных образа: в маминых рассказах Дэнис, с одной стороны, представал чудесным человеком, с другой — оказался никчемным отцом и дедушкой. Много лет меня преследовала эта невыносимо печальная история, и очень хотелось понять, как же такое могло случиться. Мне повезло: судьба подарила мне шесть недель незадолго до его смерти, чтобы узнать деда поближе и разгадать эту загадку.
Моя мама была старшей из четырех его дочерей. Семья жила по принципу: иметь «излишнее, а не необходимое»; например, у них было пианино, но не было занавесок. Бабушка вечно опекала всех бездомных и несчастных, так что в их временных пристанищах (они очень часто переезжали) всегда было полно посторонних страждущих. Одной из тех, кого они приветили, оказалась Марджори — коллега Дэниса. Из-за проблем со слухом она была очень одинока. На ней и женился отец после смерти Риты, и Марджори стала для его детей классической злой мачехой. Сначала она избавилась от всех Ритиных вещей, потом от собаки — любимицы всей семьи, и наконец, от девочек, как только они немного подросли. Когда они покинули дом, их больше не звали в гости, и Марджори делала все, чтобы Дэнис не виделся с дочерьми.
В этой истории меня больше возмущало поведение не Маржори, а Дэниса. Как мог он поставить интересы новой жены выше интересов своих осиротевших девочек? По словам моей мамы, Марджори была форменной негодяйкой. Но было непонятно, почему Дэнис согласился на роль отца при злой мачехе, прямо как в сказках. Однако тем больше маму к нему тянуло. Она всеми силами старалась не потерять с ним связь, писала ему письма и поздравительные открытки, ликовала, если удавалось изредка с ним повидаться.
И вот случилось невероятное. Накануне своего 70-летия Дэнис сумел преодолеть сопротивление Марджори и пригласил дочерей вместе с семьями приехать в Девон, чтобы отпраздновать его юбилей. Для меня это было невероятным, из ряда вон выходящим событием. Стояла прекрасная погода, и мы устроили пикник на берегу. Мама и ее сестры по-детски радовались возможности пообщаться с отцом, стараясь во всем ему угодить.