Великий «щупальщик»: как художник Илья Репин работал со своими учениками и ученицами
В музее «Новый Иерусалим» до 28 июля проходит выставка, показывающая фигуру Ильи Репина как учителя и наставника целого поколения выдающихся художников: Серова, Сомова, Кустодиева. Forbes Life разобрался, в чем заключался преподавательский метод Репина и какие отношения связывали его с учениками и ученицами
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим» приурочена к 180-летию одного из главных русских художников. При этом в экспозиции нет ни одной хрестоматийной работы: она составлена из малоизвестных произведений Репина и его учеников, которые по большей части хранятся в запасниках. Всего на выставке собрали 110 экспонатов из 20 музейных и четырех частных коллекций.
В качестве названий трех разделов выставки выбраны цитаты-заветы самого Репина: «Тело так тело», «Учитесь у природы» и «Идите своим собственным путем». Среди представленных авторов: Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, Игорь Грабарь. «Даже простое перечисление имен художников первого ряда, которые прошли через мастерскую Репина, ставит в тупик, — говорит куратор выставки Ксения Новохатько. — Совершенно непонятно, каким должен быть мастер, чтобы у него учились столь разные авторы».
Экспозицию дополнили выдержками из воспоминаний учеников и близко знавших Репина людей. Но даже они создают довольно противоречивый портрет. Например, писатель и философ Василий Розанов называл Репина «великим «щупальщиком» существа человеческого», а Анна Остроумова-Лебедева сравнивала его с обычным ярославским мужичком: «Острые маленькие глаза смотрели внимательно и пытливо. Остроконечная бородка, себе на уме».
Илья Репин, «Автопортрет» (Русский музей)
Несмотря на критику со стороны передвижников, Репин начал преподавать в Академии художеств в 1894 году, вскоре после масштабной реформы. Тогда срок обучения для студентов сократился до шести лет, но учащиеся выбирали не направление, в котором хотели совершенствоваться, а конкретного мастера. Четырем годам учебы в мастерской предшествовали два года в так называемых общих классах. Одновременно с Репиным преподавать в Академии начали Иван Шишкин, Архип Куинджи, Владимир Маковский.
К 1894 году 50-летний Репин уже создал все свои главные шедевры, включая «Бурлаков на Волге», «Не ждали» и раскритикованную Стасовым «Царевну Софью». За год до этого в Москве и Петербурге прошли его ретроспективные выставки. В самом разгаре работа над полотном «Иди за мною, Сатано», которое ему никак не давалось. Творческому кризису сопутствует мучительная влюбленность в молодую ученицу Елизавету Званцеву, которая не отвечает ему взаимностью. «Вы, пожалуй, подумаете, что я ломаюсь и сочиняю себе горе — нет, оно очень глубоко и серьезно», — признается Репин Софье Андреевне Толстой.