Миры робинзонады
Сложно придумать то, чего не существует. Авторы романов-робинзонад, как правило, отправляли своих литературных героев на острова, находящиеся в тех областях мирового океана, где прежде уже побывали реальные путешественники.
На протяжении столетий человечество жило очень оседло, массовый туризм с его сетями курортов в разных частях света появился лишь в XX веке. И авторы книжных робинзонад наглядно и очень подробно демонстрировали читателю, которому суждено было провести все свои годы в пределах одного округа, особенности жизни и природных условий далеких тропических островов.
А вымышленные герои ради того, чтобы выжить на острове, были вынуждены заново и в одиночку проходить тот путь, который раньше совершило человечество за века своей истории: открывать, изобретать, конструировать, придумывать.
Первая робинзонада
Самая первая в истории литературная робинзонада «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» была написана неизвестным автором еще в Древнем Египте в эпоху Среднего царства (между XX–XVII в. до н. э). В ней отражены известные египтянам того времени географические реалии. Герой «Сказки» отправляется на корабле по Красному морю в страну медных рудников. Такие рудники действительно находились на Синайском полуострове – маршрут к ним к моменту создания сказки был уже хорошо освоен египтянами.
По следам Васко да Гамы
Одним из первых литературных произведений с элементами робинзонады, рассчитанных на массового читателя, стал роман 1669 года «Симплициссимус». Его написал немец Ганс Якоб Кристоффел фон Гриммельсгаузен. Главный герой Симплициссимус исходил большую часть известного тогда людям мира. Под конец эпопеи он садится в Египте на португальский корабль и отправляется в Европу, но не кратким путем по Средиземному морю, а вокруг Африки. Судно попадает в шторм в Индийском океане и терпит кораблекрушение. Спасшийся герой начинает «робинзонить» на необитаемом острове, находящемся где-то к северу от Мадагаскара (возможно, он попал на один из Сейшельских островов).
Первым из европейских мореплавателей в этих краях появился в 1498 году Васко да Гама, прокладывавший путь из Португалии в Индию. Проплыв между материковым берегом и Мадагаскаром, он посетил восточноафриканские города Мозамбик и Момбаса. Позже по разведанному им пути вокруг Африки устремились и другие португальцы. Именно Португалии некоторое время принадлежала монополия на торговлю со здешними краями. Поэтому герой «Симплициссимуса» садится в Египте именно на португальский парусник.
До 1869 года, когда был введен в эксплуатацию Суэцкий канал, по Индийскому океану пролегала оживленная судоходная трасса из Европы в Азию. Благодаря этому Симплициссимус недолго остается в одиночестве – к его острову прибывает другое судно, на сей раз голландское. Ко второй половине XVII века португальской монополии на Индийский океан уже не существовало, и сюда устремились представители других национальностей – голландцы, британцы, французы… У Симплициссимуса появляется возможность вернуться на родину. Но умудренный жизнью герой, познавший, что называется, дзэн, отдает капитану свои мемуары, а сам остается на острове.
Место, где потерпел неудачу Уолтер Рэли
Наиболее знаменитым произведением жанра робинзонады стал опубликованный в 1719 году роман «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Собственно, он и дал название жанру. Источником вдохновения для Дефо могли послужить приключения моряка Александра Селкирка, проведшего в одиночестве более четырех лет на островах Хуан-Фернандес в Тихом океане, в 640 километрах от побережья Чили. Но Дефо помещает своего Робинзона на остров, находящийся у берегов Южной Америки близ устья реки Ориноко. Впервые европейцы появились в этом регионе еще в конце XV века – в 1498 году там побывал Христофор Колумб в ходе своего третьего путешествия. Следующим из европейцев те края посетил в 1531 году испанский конкистадор Диего де Ордас, искавший на берегах Ориноко мифическую страну Эльдорадо. Но Эльдорадо так и не обнаружили, а потом на протяжении многих лет европейцы бывали у устья Ориноко очень редко. Даже к началу XVIII века эти места считались очень опасными: из-за проживавших там индейцев-карибов, не чуждавшихся каннибализма.