В новую квартиру
Александр Лактионов известен как живописец социалистической повседневности. Стремясь быть «ближе к натуре», он основой своего творчества сделал не батальные полотна и не значимые исторические события, а простые бытовые сцены. Современники считали его довольно талантливым художником, критикуя за отдельные особенности, вроде излишней детализации предметов или недостаточной психологической глубины.
Более серьёзная дискуссия разразилась уже после смерти художника, и в центре её оказалась картина «В новую квартиру», получившая народное название «Как хорошо, что прежних жильцов расстреляли!» В эпоху переосмысления советского времени полотно стали воспринимать как символ нормализации репрессий: пока одних отправляли по надуманным обвинениям в лагеря, другие занимали их квартиры и радовались новому справедливому жизнеустройству.
Вряд ли Лактионов вкладывал в своё произведение такой смысл. Картина была написана в 1952 году, когда всех, кого нужно было, давно уже уплотнили, да и масштаб репрессий был несопоставим с 1930-ми годами. Вероятно, художник без задней мысли изобразил искреннюю радость людей, наконец-то получивших обещанное государством жильё.