За свободу Ирландии!

Выстрел крейсера «Аврора», десант кубинских революционеров с яхты «Гранма» — примеров того, как одно событие в судьбе корабля делает его имя знаменитым, немало. Так случилось и с яхтой Asgard в начале XX века. Этот период был отмечен многими социальными переменами в мире. Движение за эмансипацию женщин подняло первую волну феминизма во многих странах. Барышни охотно примеряли на себя традиционно мужские профессии и задачи, что формировало новое представление об их способностях. В истории Asgard тесно переплелись веяния того времени и борьба за освобождение Ирландии.
Большинство яхтсменов, интересующихся историей развития парусного судостроения, услышав имя Колина Арчера, скорее всего, представят тяжелую, мореходную яхту с вельботной кормой. Взаимосвязь очевидна: лоцманские и спасательные парусные суда по его проектам послужили примером для создания многих известных яхт. Кто‑то до сих пор считает эти его конструкции непревзойденными, особенно если речь заходит о самых сложных условиях эксплуатации. Но менее известен факт, что талантливый норвежский конструктор проектировал и строил и вполне типичные для своего времени парусные яхты, внешний вид которых не может вызвать безошибочных ассоциаций с их автором. Одна из таких — Asgard.
16‑метровый гафельный кеч в 1904 году сошел со стапеля верфи Колина Арчера. Его построили по заказу Эрскина Чайлдерса, автора замечательного приключенческого романа «Загадка песков». Книга вышла в свет в 1903 году, когда Чайлдерсу было 33 года. К этому времени уже достаточно опытный яхтсмен много путешествовал на яхте. Получив образование в школе-интернате Хейлбери и в кембриджском Тринити-колледже, он с 1895 года работал клерком при Палате общин, используя все свободное время для плаваний. Воевал добровольцем в Англо-бурской войне. В 1904 году женился на американке Мэри (Молли) Олден, и Asgard стал свадебным подарком для нее.

Планировку яхты делали с учетом инвалидности Молли, полученной ею в детстве вследствие несчастного случая. Все на палубе было приспособлено для перемещения инвалидной коляски, в которой она проводила много времени. Зато теперь она могла стоять на руле: страховочные ремни обеспечивали безопасность даже в штормовую погоду. В остальном Asgard представляла собой обычную для того времени лодку — с бушпритом, длинным кормовым подзором, фальшбортом, достаточно высокой рубкой, защищающей небольшой кокпит, и просторной палубой. В ее истории до 1914 года не было никаких особенно выдающихся плаваний: обычные путешествия в Северном и Ирландском морях, проливе Ла-Манш.

Эрскин Чайлдерс, наполовину ирландец по происхождению, страстно желал свободы для Ирландии. По темпераменту он был не способен идти на компромиссы там, где четко разделял добро и зло. Оставив службу в Палате общин, в 1911 году он опубликовал книгу «Основа самоуправления», в которой требовал предоставления статуса доминиона стране, которую горячо любил.
Страстно желая Ирландии лучшей доли, Эрскин Чайлдерс организовал очень рискованное плавание на Asgard
То, что происходило в Ирландии в начале XX века, не поддается краткому описанию. Столкновение интересов различных слоев населения, политических партий, религиозных конфессий привело к созданию непростой обстановки на острове; дело дошло до боевых стычек. В 1913 году появилась организация под названием «Ольстерские добровольцы». Она боролась против ирландских националистов и выступала за сохранение союза Ирландии и Великобритании. В ответ на это ирландцы создали свое движение — «Ирландские добровольцы», и когда ольстерцы стали вооружаться, Чайлдерс решил оказать содействие ирландским добровольцам в получении оружия. Для этого Asgard отправился в плавание, сделавшее его знаменитым.
Хотя мир уже стоял на пороге большой войны, само плавание выглядело вполне безобидно. Из порта Конуэй, что западнее Ливерпуля, яхта отправилась к берегам континентальной Европы. Экипаж выглядел вполне респектабельно и не вызывал подозрений. Кроме Эрскина Чайлдерса и его супруги, на борту были их старый друг и увлеченный яхтсмен Гордон Шепард, аристократка Мэри Спринг Райс и два члена команды, Пэт и Дагган, из числа местных рыбаков. Именно Мэри Спринг Райс и Молли Чайлдерс собрали 2000 фунтов стерлингов на покупку в Германии 900 винтовок Mauser М1871, за которыми и отправилось судно.