Алексей Фурсин: «Креативная индустрия – это, как правило, всегда венчур»

В 2025 г. в Москве будет запущен кластер видеоигр и анимации – второй после старта реализации кинокластера инфраструктурный мегапроект столицы в сфере креативных индустрий. Определив в качестве одного из приоритетов развитие креативных индустрий, московские власти рассчитывают, что к 2030 г. их вклад в ВРП достигнет 11%.
В интервью «Ведомости. Москве – 2030» руководитель департамента культуры города Алексей Фурсин рассказал о том, какое влияние стимулирование креативных индустрий уже оказывает на экономику столицы, какие проекты в этой сфере реализуются сейчас и как развитие творческой сферы способствует тому, чтобы таланты оставались в России.
«Задача состояла в том, чтобы собрать разрозненные креативные индустрии»
– Если говорить о системном подходе, то, наверное, развитием креативной сферы московские власти начали заниматься в конце 2010-х – начале 2020-х гг. И вы к этому имеете непосредственное отношение – тогда руководили департаментом предпринимательства и инновационного развития Москвы, который в тот момент начал заниматься развитием творческого бизнеса столицы. Какие задачи ставились на тот момент властями столицы? Как вы сами их для себя определяли, формулировали?
– Точкой отсчета, наверное, можно считать 2018 г. Ключевая задача на тот момент состояла в том, чтобы собрать разрозненные креативные индустрии, объединить и начать «подращивать». Через разные инструменты – финансовую поддержку, создание инфраструктуры, помощь в продвижении, упрощение процессов согласований, разрешений. Когда мы только начали активно развивать это направление, грянул 2020 год, мир накрыл коронавирус. Понятно, что в этот период ключевой задачей была разработка и реализация мер поддержки городского бизнеса. Всего тогда в рамках нашего департамента было запущено порядка 20 различных мер поддержки, это для всех сфер бизнеса. Уже в постковидный период мы сделали ставку на развитие инфраструктуры, и первым мегапроектом столичных властей стал кинокластер. Вторым станет создание кластера видеоигр и анимации.
Но это не единственные направления, которыми мы занимаемся. В этот же период стало актуальным развитие сфер моды и дизайна. Например, Московская международная неделя моды за три последних года стала понятным и даже ожидаемым событием и для посетителей, и для индустрии – как для российских, так и для зарубежных байеров и дизайнеров. Есть отдельные направления работы с издателями, художниками, музыкантами. В основном они все связаны с продвижением – ключевым запросом, который есть у большинства из них.
– Ставились ли властями Москвы задачи по увеличению доли креативных индустрий в ВРП столицы? Каким этот показатель был на тот момент, каким является на сегодня и какого значения он должен достичь в ближайшие годы?
– Задача по ВРП и увеличению других экономических показателей ставилась, но в тот момент –без целевых значений. Доля креативных индустрий в ВРП столицы с 2019 г. выросла с 7,4 до 9,1% по итогам 2023 г. Данных за 2024 г. по этому и другим показателям пока нет.
Кстати, мы вместе с ВШЭ первыми начали оценивать вклад креативных индустрий в экономику города. На тот момент коллеги при разработке методики подсчета опирались на мировую практику и опыт мегаполисов, где этот сегмент тогда был развит гораздо больше. Недавно в России был принят федеральный закон о креативных индустриях и, соответственно, сформирован собственный подход к определению тех, кто к ним относится. Скорее всего, это повлияет на данные о количестве компаний, выручке, доле в ВРП. Но независимо от методик мы видим стабильный рост в этом сегменте, он продолжается.
К 2030 г. благодаря системным программам по развитию творческого сектора, как мы ожидаем, вклад креативных индустрий в ВРП столицы увеличится до 11%. Также отмечу рост совокупной выручки компаний, работающих в креативной сфере Москвы: в 2023 г. этот показатель составил 5,8 трлн руб., что на 76,6% больше значения 2019 г. Увеличились и налоговые поступления креативного сектора в бюджет города в 2023 г. до 392,3 млрд руб., т. е. на 71,1% к 2019 г.
Здесь нужно понимать, что есть прямой эффект для экономики города от системного развития креативных индустрий, и мы его видим. Но стоит также учитывать и косвенное влияние, в том числе на другие сферы бизнеса. Креативная сфера – это же уникальная территория на границе между бизнесом и искусством, где творческая мысль может, во-первых, быть капитализирована, во-вторых, она также может дать добавочную стоимость и художественную ценность продукту предпринимателей. Взять, к примеру, промдизайн – влияет ли работа дизайнера на спрос и стоимость авто? Да, безусловно, потому что помимо технических параметров при покупке машины мы основываем свой выбор и на дизайне. Или сфера моды – здесь вообще внешние характеристики изделия выходят на первый план и это уже не только и не столько легкая промышленность, но и большая индустрия дизайна одежды. И таких примеров можно привести очень много.