Вне зоны доступа. «Питер FM» 20 лет спустя
Петербург — город Достоевского и Балабанова? Как бы не так. Он давно не мрачная декорация для криминальной хроники, а столица романтических сюжетов. Но мода на сентиментальный Петербург появилась не вчера. Еще 20 лет назад ее задал фильм «Питер FM».

2006 год. В новогоднюю ночь в кинотеатрах вышел «Дневной дозор» Тимура Бекмамбетова — амбициозное продолжение истории о похождениях Антона Городецкого. Продюсеры в рекламной компании продвигали сиквел как «первый фильм года». А всего через пару месяцев на больших экранах появилось более скромное и куда более лиричное кино — мелодрама «Питер FM». Вышла она с подзаголовком «второй фильм года».
«Дневной дозор» и «Питер FM» — инь и янь постсоветского кинематографа. Один — само воплощение новой студийной системы и признак того, что в российское кино вернулись действительно большие деньги. Второй — наше нежное инди с хронометражем всего 84 минуты. И если с «Дозором» все более-менее понятно — он укрепил веру зрителей в то, что у нас могут как минимум не хуже, чем на Западе, — то с «Питер FM» все не так очевидно.
Небанальный Петербург
История Маши и Максима начинается как анекдот: она теряет мобильник, он находит и хочет вернуть хозяйке. Персонажи трагикомично весь фильм не могут встретиться и общаются исключительно по телефону. И хотя в год выхода «Питер FM» встретили прохладно, ругая за слабый сценарий, как минимум один раз он удивляет — финалом, где выясняется, что перед нами не совсем та сахарная мелодрама, какой может показаться на первый взгляд.
Впрочем, главный сюрприз ленты — сам Петербург, в котором как будто смешиваются сезоны. Действие фильма занимает считаные дни, но тут буквально через склейку становится то холодно, то жарко, герои наслаждаются белыми ночами — и тут же надевают шапку с курткой. А еще в этом Петербурге практически всегда солнечно — даже если льет дождь.
Справедливости ради, «Питер FM» — не первый фильм, где город показан с романтической стороны. За пару лет до того вышла «Прогулка» Алексея Учителя — тоже мелодрама, правда на порядок более реалистичная, да еще и снятая в псевдодокументальной манере. Петербург там выглядит совсем не парадно: в этом городе, кажется, никогда не заканчивается стройка, по улицам снуют туристы, везде тесно и душно. Словом, «Прогулка», несмотря на все видимые сходства, не чета «Питер FM» — по-хорошему легкому фильму, где Северная столица — это в первую очередь город больших чувств и широких жестов.