Предприниматель, миллиардер, меценат и «король локомотивов» Дмитрий Никитин

Собака.ruРепортаж

Дмитрий Никитин

Текст: Анастасия Принцева

Глава «Евросиба» Дмитрий Никитин сфотографирован на галерее Первого жилого дома Ленсовета. Шедевр конструктивизма, построенный в 1934 году архитекторами Евгением Левинсоном и Игорем Фоминым, своим криволинейным главным фасадом выходит на набережную Карповки и зеркально отражает излучину реки. Пальто ALL WE NEED

Предприниматель, миллиардер, меценат и «король локомотивов» Дмитрий Никитин 25 лет управляет из петербургской штаб-квартиры логистическим бизнесом, раскинувшим транспортные сети от Северо-Запада до Дальнего Востока, от Псковщины до Забайкалья. Сегодня Никитин открывает из Петербурга окно в большую Россию и в Китай — его компания «Евросиб» вышла на судоходный рынок, соединив своими линиями дальневосточные и китайские порты. А еще стала инициатором и инвестором строительства глубоководного порта в Архангельске общей стоимостью 330 миллиардов рублей. Потомственный железнодорожник в пятом поколении (работает в «Евросибе», созданном его отцом Николаем, с момента основания в 1992 году), выпускник Петербургского университета путей сообщения, Никитин последовательно превращает группу компаний «Евросиб», изначально ориентированную на железнодорожные перевозки, в универсального логиста: в ее портфолио и собственные терминально-логистические центры, и аэропортовые проекты, и авторетейл, а теперь и водные контейнерные перевозки. И важно: знаете памятник Довлатову на улице Рубинштейна? Это тоже инициатива Никитина.

Строительство порта со Сбером и новые хабы: какие локомотивы тянут «Евросиб» вперед

У вас проекты по всей России: Забайкалье, Сибирь, Архангельск. Как управлять таким распределенным бизнесом? Ездите по стране? Или координируете работу из Петербурга?

Ездить нужно. Пока ногами сам не пройдешь, ничего не будет. Но у нас же страна централизована, все равно 80 % всех решений — это Москва. Большинство важных проектов обсуждается именно в столице.

Не удобнее было бы тогда вообще переехать в Москву?

Я новосибирский человек. Приехал в Петербург, когда мне было 20 лет, в 1991-м году. И до начала 2000-х с Петербургом не очень-то себя и ассоциировал. Но как только стал ездить в Москву, понял, что я петербуржец.

А с Сибирью у вас сильная связь осталась?

Духовная — сильная, очень. Друзья там. Недавно квартиру в Новосибирске купил прямо на берегу Оби: напротив была деревня, где я вырос. В окно смотришь, а перед тобой река на полтора километра.

Что изменилось в вашем бизнесе за последние три года?

Транспортный бизнес даже, может, и вырос, ускорился, потому что поменялся запрос на разработку новых схем. Затем ситуация изменилась, когда государство повысило ключевую ставку. Это влияет не столько на нас, сколько на наших клиентов. Людям сложнее кредитовать свои бизнесы. И мы начинаем это ощущать. Есть прямая корреляция между объемом перевозок и экономией со стороны заказчиков.

А самый тяжелый вызов «Евросибу» в 2024 году?

Самый тяжелый вызов — работа в сложных геополитических и внешнеэкономических условиях. Но даже в этих условиях мы ищем возможности для роста, инвестируем в шиппинговый бизнес, развиваем международный сегмент и расширяем присутствие в Китае и СНГ.

На кого в связи с переменой ситуации вы ориентируетесь, помимо Китая?

И как влияет разница в менталитете? Ориентируемся на Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Монголию. Не скрою, хотелось бы больше работать с Японией, с Вьетнамом, но пока не удалось развить эти направления, к сожалению. На японцев, еще со времен Второй мировой, сильно влияют американцы. А вот Вьетнам близок России: даже наш Институт лекарственных и ароматических растений регулярно бальзамирует тело Хо Ши Мина! Вообще, если говорить не о странах, ближе всего по менталитету сибиряки. Всем бы быть такими. Цена слова у сибиряков была всегда высока. Это связано — исторически — с большими расстояниями. Если вы делового партнера видите два раза в год — один раз он едет в одну сторону, куда-нибудь на Дальний Восток, обмениваться товаром, а потом обратно, — то тогда вы вынуждены слово держать, если хотите состояться как деловой человек, иначе никаких сделок больше не будет. Все растянуто во времени, каждый партнер — как на подбор. А когда у вас бесконечное количество сделок и людей мелькает, вы безответственно подходите к ситуации: с этим не получилось — ну ладно, найду другого.

Какие проблемы у логистического бизнеса сейчас?

У нас логистического бизнеса как бизнеса не существует. Есть пакет нормативных актов, который должны были принять наши законотворцы, чтобы мы хотя бы необходимым статусом обладали: закон об экспедиторах, о транспортно-логистической деятельности, закон о транзите не сделаны. Ведь бизнес большой — примерно 150 миллиардов долларов выручки в год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дольче густо! Дольче густо!

Как прекратить сезонную линьку, сечение кончиков и вырастить густую шевелюру

Собака.ru
От инженера до модели От инженера до модели

Людмила Лысенко, модель элегантного возраста, о главных вещах в жизни

Лиза
Письмо приглашенного главного редактора Письмо приглашенного главного редактора

Как подружиться с деньгами и попасть в правильный финансовый поток?

Psychologies
Беспокойное хозяйство Беспокойное хозяйство

От чего стоит застраховать загородный дом

Деньги
«Общий ИИ будет умнее лауреата Нобелевской премии» «Общий ИИ будет умнее лауреата Нобелевской премии»

Визионеры — о том, как технологии изменят нашу жизнь

РБК
Музей «Полторы комнаты» Музей «Полторы комнаты»

«Полторы комнаты» выросли из частного музея-квартиры Иосифа Бродского

Собака.ru
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Мой первый Мой первый

Рано или поздно это произойдет: повзрослевший ребенок откроет мир любви

Psychologies
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена» Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена»

То, что ей пришлось пережить со мной, мало какая жена выдержит!

Коллекция. Караван историй
Красная машина Красная машина

Советский автопром глазами ЦРУ

Автопилот
Способ приготовления кофе влияет на продолжительность вашей жизни Способ приготовления кофе влияет на продолжительность вашей жизни

Какой способ приготовления кофе сохраняет защитные эффекты напитка?

ТехИнсайдер
Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей

Как сформировать цифровой след, который читают нейросети

Forbes
Май 2025 стал одним из самых жарких за всю историю наблюдений Май 2025 стал одним из самых жарких за всю историю наблюдений

За последние 22 месяца средняя температура была на 1,5°C выше

ТехИнсайдер
Астрономы отыскали экстремально яркие события разрыва звезд сверхмассивными черными дырами Астрономы отыскали экстремально яркие события разрыва звезд сверхмассивными черными дырами

Астрономы описали класс рекордно ярких транзиентов

N+1
Наталья Сухотерина Наталья Сухотерина

Как Наталья Сухотерина придумала кожанки, которые хотят все

Собака.ru
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Он не смел поверить, что Биче исчезла навсегда. Его мир рухнул

Наука и жизнь
Сосны против берез Сосны против берез

О дуализме рязанской романтики

Weekend
Карина Разумовская Карина Разумовская

Актриса БДТ Карина Разумовская выкрутила тумблер нашей эмпатии на максимум

Собака.ru
Такой разный Гоголь Такой разный Гоголь

Из-за мистической натуры Николая Гоголя его биография окутана домыслами

Караван историй
Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами

Почему динофлагелляты они не стали преобладать над диатомовыми водорослями

N+1
Папоян Папоян

Об Илье Папояне — супергерое петербургской академической сцены!

Собака.ru
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера? Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера?

Альцгеймер: как распознать на ранних этапах и встречается ли он у молодых?

Правила жизни
Ольга Таратынова Ольга Таратынова

Как Ольга Таратынова возвращает памятники архитектуры из послевоенных руин

Собака.ru
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
Борис Эйфман: «Петербургу присуща неповторимая созидательная аура» Борис Эйфман: «Петербургу присуща неповторимая созидательная аура»

Борис Эйфман продолжает творить искусство балета уже полвека

СНОБ
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Почему нам хочется есть: как нейрофизиология объясняет переедание и импульсивные перекусы Почему нам хочется есть: как нейрофизиология объясняет переедание и импульсивные перекусы

Каков ключ к решению проблемы переедания и импульсивных перекусов?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении