«Ван Гог. На пороге вечности» — фильм-симулятор художника: MAXIM делится впечатлениями
«Ван Гог» — один из тех тысяч маленьких кинофильмов, которые слегка деформируют мозг зрителя, чтоб в итоге создать суперчеловека.
«На пороге вечности» — не первый и даже не третий художественный пересказ биографии Винсента Ван Гога. Искусствоведы начинают сбиваться со счета, вспоминая увиденные кинокартины о Ван Гоге. Мы даже боимся зажигать дискуссию на тему «А почему Ван Гог, собственно? Где десятки пронзительных и ошеломительных фильмов об Иерониме Босхе... да хотя бы один?». Просто примем как данность, что Ван Гог, наверное, самый экранизируемый художник мира. Да и жизнь его неплохо задокументирована, в отличие от Босха.
И все же, среди всей массы, конкретно этот фильм особенный. Поначалу он представляется формальным байопиком. Никому не нужный, почти нищий нидерландский художник в поисках вдохновения перебирается в южную Францию, в местечко Арль. Там его душевная нестабильность расшатывается пуще прежнего, все кончится плохо, зато именно в финальные два года жизни Ван Гог нарисует всякое свое главное. Кое-что из этих полотен можно увидеть не выходя из России: «Красные виноградники в Арле» хранятся в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.