У народа этот праздник не отобрать
Историк Юрий Пивоваров — о том, почему, несмотря на противоречивую историю своего появления, «мужской праздник» навсегда останется с нами
Все военные праздники — миф. Мы вспоминаем и отмечаем то, чего не было. Не было никакого штурма Зимнего дворца — его снял Сергей Эйзенштейн. А потом появилась масса людей, вспоминающих это «событие». Не было никакого штурма Бастилии, который ежегодно празднуется во Франции 14 июля. В Бастилии сидел один человек, но день «штурма» навсегда стал национальным праздником.
Официально сегодняшнее торжество называется «Днем защитника Отечества». Понятно, что празднование 23 февраля идет от декрета Совнаркома о создании Красной Армии. Причем создатель армии Лев Троцкий на самом деле реализовал план генерала Лавра Корнилова, который, видя разложение царской армии в 1917 году, попытался создать новую — ту, что не будет заражена антивоенной пропагандой на фронте. Только Лавр Георгиевич хотел это сделать ради демократии, а Троцкий — ради установления диктатуры.
Что бы люди ни узнали об истории появления этого праздника, он от нас не уйдет — увы — никогда. Ни вам, ни мне, никому этот праздник у народа не отобрать. Прошло сто лет. Выросло поколение, которое не знает истории. Которое гордится тем, что их отцы и деды воевали с немцами, в Афганистане, в Сирии — и не готово расставаться с этим поводом для гордости.