Третий «лишний»: чем опасно влияние политики и религии на суды
«Правосудие — это то, что судья съел на завтрак», — так говорил известный американский судья и философ права первой половины XX века Джером Франк. Изменилось ли что-то с тех пор и что из себя представляет современная судебная система? Личные предпочтения судьи, основанные на вере, могут положительно сказаться на качестве правосудия, но прямое давление религиозных лидеров или консервативных политиков на суды лишает их независимости и в конечном итоге ведет к экономическим потерям, считает профессор РЭШ Султан Мехмуд.
Являются ли судьи беспристрастными вершителями судеб и последователями принципа верховенства закона или же они такие, как и все мы?
В этом вопросе давно пытаются разобраться исследователи из разных стран, и похоже, в научном сообществе постепенно формируется консенсус, предполагающий, что на судей действительно влияют внесудебные посторонние факторы, не связанные с реальными фактами рассматриваемых дел. Например, неожиданный проигрыш любимой футбольной команды или даже вес подсудимого. Ученые в попытках докопаться до психологической сути правосудия изучают даже то, насколько плохая погода может изменить отношение судьи к тому или иному делу. Но тут есть и хорошие новости: дождь, сильный ветер и прочие природные явления не влияют на итоговый приговор.
Милосердие в пост
Однако есть довольно важная сфера, влияние которой кажется очевидным даже обывателю, — это политика. Есть и вторая столь же влиятельная сфера — религия. Вместе с коллегами я решил исследовать, насколько сильно влияние религиозных факторов и чего в нем больше с точки зрения правосудия — плюсов или минусов. Мы сфокусировались на Индии и Пакистане и изучили примерно полмиллиона уголовных дел, причем в Пакистане был затронут период более чем в полвека — с 1950 по 2016 год. В отобранном нами массиве данных были сведения о работе 10 000 судей. Но как оценить влияние религии на их работу? Для нашей исследовательской модели мы решили взять приговоры, вынесенные в священный для мусульман месяц Рамадан, когда верующие должны соблюдать пост от рассвета до заката. Мы изучили, как решения судей-мусульман меняются с каждым дополнительным часом соблюдения поста.
Проанализировав данные, мы обнаружили, что число оправдательных приговоров увеличивается. Важно, что такой эффект отсутствует у судей немусульман. И это стало для нас настоящим открытием, ведь до сих пор большинство исследований указывало на то, что физиологическая депривация побуждает судей принимать более суровые решения. Это так называемый эффект голодного судьи — перед перерывом на обед судьи менее благосклонны, чем сразу после еды.