«Зона интересов»: каким получился фильм Джонатана Глейзера про холокост
Автор хоррора «Побудь в моей шкуре» спустя десять лет вновь нагоняет страху — но уже не сай-фаем, а драмой о буднях нацистского офицера в Освенциме. Самый долгожданный участник основного конкурса Каннского фестиваля в этом году — именно что парализующий зрителя фильм ужасов. Объясняем почему.
Кинофестивали — благодатная почва для рефлексии режиссеров на остросоциальные и политические темы. Некоторые в этом смысле более прямолинейны, чем другие. Например, для Берлинале гораздо важнее политический посыл фильма, нежели качество, в то время как Канны ведут себя более осторожно. И тем не менее на фестивале в этом году заметно желание рассказать истории наиболее ущемленных слоев населения. Так, действие сразу двух картин в премьерной секции смотра — «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе и «Эврика» Лисандро Алонсо — происходит в индейских резервациях.
Еще одна тема, явно интересующая участников конкурсной программы, — история национал-социалистической партии, которую они подспудно рифмуют с современностью. Стив Маккуин показал четырехчасовой документальный фильм «Оккупированный город» о захваченном Амстердаме. И даже в развлекательном «Индиана Джонс и колесо судьбы» знаменитый археолог снова борется с нацистами. Британец Джонатан Глейзер, в свою очередь, решил показать холокост с новой стороны.
«Зона интересов» же рассказывает о коменданте Освенцима Рудольфе Хёссе (Кристиан Фридель), его жене Хедвиг (Сандра Хюллер) и их жизни в доме у стен концентрационного лагеря. Формально фильм основан на одноименном романе английского писателя Мартина Эмиса, но, как и в случае с предыдущей работой Глейзера «Побудь в моей шкуре», тоже вдохновленной книгой, эта связь чисто символическая.