«Тратишь свои деньги, а взамен получаешь нервотрепку». Почему Леонид Федун решил отдать «Спартак» болельщикам
Владелец «Спартака» Леонид Федун объявил, что в 2023 году передаст клуб в управление болельщикам. Какой мировой опыт вдохновил бизнесмена на столь серьезные структурные перемены?
Совладелец «Лукойла» Леонид Федун выкупил контрольный пакет акций «Спартака» к весне 2004 года, в 2014-м у клуба впервые появился собственный стадион — «Открытие Арена». Спустя три года команда стала чемпионом России и обладателем Суперкубка страны. Однако в сезоне 2018/19 «Спартак» не попал даже в тройку.
В разгар футбольного межсезонья Леонид Федун взорвал медиапростраство, дав программное интервью Чемпионат.com. «Долго изучали, смотрели все примеры — и «Барселону», и «Реал», и «Баварию», и часть американских клубов. В итоге пришли к мнению, что «Спартак» — народная команда и она должна управляться народом», — заявил бизнесмен.
Можно предположить, что слова Федуна — уступка болельщикам, отношения с которыми у клуба в последнее время не складываются. Коммерческий директор «Спартака» Александр Атаманенко рапортует о росте продаж абонементов (плюс 5,7% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го), но фанаты в эти заявления не верят, считая их манипулированием цифрами.
Впрочем, абонементная кампания только началась, и выводы делать рано. Но кажется странным, что после 5-го места в чемпионате протестно настроенная аудитория понеслась выкупать места на будущий сезон. Тем более на фоне заметного повышения цен: к примеру, самые дорогие категории абонементов подросли с 199 000 до 217 000 рублей. При этом цена сезонного билета на некоторые сектора за воротами осталась прежней — от 7000 рублей. Для сравнения: попавший в Лигу чемпионов «Краснодар» установил более скромный ценник — от 4000 до 45 000 рублей.
Революционное заявление Федуна вызвано то ли многолетней усталостью, то ли обидой, то ли элементарным желанием сбросить надоевший актив. За 15 лет владелец «Спартака» потратил на клуб и его инфраструктуру под $2 млрд, но не получил той отдачи, на которую рассчитывал.
Новость о передаче клуба болельщикам должна была порадовать фанатов, но на деле вызвала очередную порцию критики и насмешек. Отчасти это вызвано непониманием, как обещание будет реализовано на практике, отчасти — недоверием к словам Федуна, который успел приучить к постоянным сменам курса.
Впервые Федун заговорил о желании сделать «Спартак» по-настоящему народным еще в 2004-м. Тогда он планировал продать часть пакета акций через биржу. В дальнейшем эта мысль повторялась раз в несколько лет — и вот наконец оформилась в конкретную программу.
По задумке Федуна, контрольный пакет акций отойдет некоммерческой организации, состоящей из активных фанатов «Спартака» — владельцев абонементов, долгое время посещающих матчи. Для жителей регионов планируется отдельная программа, предусматривающая членские взносы. В итоге все эти люди смогут определять дизайн формы, трансферную политику и другие важные вещи. Как именно будет осуществлена передача контроля над клубом, бизнесмен не уточнил. Многие моменты, впрочем, пока существуют только в теории.
Интересно разобраться, на какую модель ориентировался Федун, обещая «Спартаку» перемены. Футбольных клубов, где фанаты реально чем-то управляют, мало. И совсем мало, если говорить о топ-уровне. В большинстве случаев это лишь имитация, игра в демократию. К болельщикам прислушиваются по отдельным вопросам, но акциями они не владеют либо являются миноритарными акционерами, а реальная власть сосредоточена у совсем других людей.
Англия
Примеров, когда фанаты на что-то влияют, больше всего в Англии. Как правило, это происходит в трех случаях: болельщики недовольны политикой своего клуба и создают в низших лигах альтернативный; команда находится в плачевном состоянии, и ее выкупает траст преданных фанатов — так, к примеру, было с «Портсмутом»; клуб обанкротился, а болельщики воссоздали его под новой вывеской.