Что заставляет людей взбираться на тысячи метров вверх

Популярная механикаСтиль жизни

Зачем люди «покоряют» Эверест и почему гибнут в очереди на восхождение

В мае во время восхождения на Эверест и при спуске с вершины горы погибли 11 человек. Среди них — альпинисты из Индии, Ирландии, Непала, Австрии, США и Великобритании. Некоторые скончались спустя несколько минут после покорения высоты — в результате истощения и высотной болезни. Esquire разобрался, почему это происходит и что заставляет людей, которые сотнями стоят в очередях в зоне смерти, взбираться на тысячи метров вверх.

Люди в течение 12 часов стояли в длинной очереди на восхождение, и все это в так называемой зоне смерти — на высоте более 8000 метров. Долгое нахождение на этом участке даже при наличии достаточного количества кислорода может обернуться фатальными последствиями. Почему люди продолжали стоять, несмотря на опасность? Что стало основной причиной трагедии? Возможно ли было избежать такого количества погибших? Мы постарались ответить на эти вопросы.

7 фактов о восхождении на Эверест

  1. Существует два классических маршрута на вершину Эвереста: северный, который начинается в Тибете, и южный — со стороны Непала. В общей сложности маршрутов около 17, но для коммерческого альпинизма считаются пригодными только перечисленные два. Девять погибших альпинистов поднимались на Эверест по южной стороне со стороны Непала, еще двое — по тибетской стороне.
  2. В альпинизме есть такой термин, как «погодное окно» — это дни, когда устанавливается хорошая погода перед надвигающимися муссонами и восхождение на гору в принципе становится возможным. На Эвересте «погодное окно» случается два раза в году — в середине мая и в ноябре. Поэтому неверно связывать трагические смерти с плохой погодой — опрошенные Esquire эксперты утверждают, что погода была нормальная, иначе никто бы не вышел на восхождение. 
  3. За все время на Эверест было совершено 9159 восхождений. Из числа впервые поднявшихся — 5294 человека, остальные — повторные (данные Гималайской базы данных на декабрь 2018 года).
  4. Непальская сторона более популярная: за все время с юга на вершину поднялись 5888 раз, с тибетской стороны зафиксировано 3271 восхождение. 
  5. Во время экспедиций на Эверест погибли 308 человек. Основные причины смерти — сход лавины, падение и травмы в результате падения, высотная болезнь, обморожение, солнечное облучение и другие проблемы со здоровьем, вызванные особенностями нахождения на такой высоте. Не все тела погибших найдены. 
  6. Разрешение на восхождение в Непале стоит $11 тысяч. Государство никак не регулирует количество людей, желающих совершить восхождение. В этом году было выдано рекордное количество пермитов — 381. Китай ограничивает количество выдаваемых разрешений — 300 в год. 
  7. Из России в экспедицию на Эверест в 2019 году отправились 15 человек, в прошлом — 25. Средняя стоимость поездки для одного человека из Москвы — $50−70 тысяч с учетом всего необходимого снаряжения.

Маршруты на Эверест

23−24 мая с тибетской стороны на Эверест успешно поднялась группа туристов из России во главе с известным российским альпинистом Александром Абрамовым, для которого это было юбилейное, десятое восхождение (всего он участвовал в 17 экспедициях). Абрамов также известен как первый россиянин, дважды выполнивший программу «Семь вершин» — подъем на высочайшие вершины шести частей света. 

ed66eb2cf79fab6a3962fb4df550334f.jpg
Legion Media

Как рассказал Esquire Абрамов, тибетская сторона менее популярна, потому что восхождение по этому маршруту стоит дороже. «Непальская сторона дешевле, слабо контролируется, в результате чего люди едут в плохо организованные и слабообеспеченные экспедиции: лезут на Эверест без кислорода, без шерпов (так называют профессиональных проводников из числа местных жителей) и гидов. Иногда даже без необходимого снаряжения — палаток, горелок, спальных мешков, видимо, надеясь переночевать в чужих палатках, поставленных на склоне другими экспедициями. С тибетской стороны такое невозможно, власти тщательно контролируют ситуацию. Например, здесь нельзя получить разрешение на восхождение, если у тебя нет личного шерпа».

В связи с ростом популярности альпинизма и количества желающих покорить Эверест, в Китае ввели лимит в 300 пермитов на восхождение. Более того, из-за большого количества мусора власти запретили туристам посещать базовый лагерь, расположенный на высоте 5150 метров над уровнем моря.

Непальский маршрут более опасный из-за возможного схода лавин, утверждает мастер спорта международного класса, член правления Федерации альпинизма России Сергей Ковалев. Например, на южных склонах Эвереста находится ледопад Кхумбу, который считается самым опасным участком маршрута восхождения. 18 апреля 2014 года там произошел сход лавины, в результате которого погибли 16 человек. «Там узкий гребень и крутой лед, и там невозможно передвигаться без провешенной веревки. Ты не можешь просто обогнать людей. Ты вынужден стоять в этой дурацкой очереди без возможности спуститься, поскольку ты фактически привязан к веревке. Ну, видели сами фото. Там все дышат в затылок друг другу. На северной стороне все-таки есть возможность обойти», — комментирует Ковалев. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Девушка года Playboy-2018» From Siberia with love Девушка года Playboy-2018» From Siberia with love

«Девушка года Playboy-2018»: Лидия Пономарева – из Сибири с любовью

Playboy
Автопортрет Автопортрет

i30 N разработан в Южной Корее, и буква N в названии авто символизирует шикану

Playboy
Как на вулкане! Как на вулкане!

Первозданная красота балийской природы сливается с красотой Елены Чернявской

Maxim
Эхо СССР: почему взрывы потрясли не только Дзержинск Эхо СССР: почему взрывы потрясли не только Дзержинск

Российские региональные власти демонстрируют технократическое мышление

Forbes
Удержаться на плаву Удержаться на плаву

Вьетнамцы острова Фукуок. Все их существование связано с водой

Вокруг света
Тракторное безумие: «Бизон-Трек-Шоу-2019» Тракторное безумие: «Бизон-Трек-Шоу-2019»

Под Ростовом-на-Дону прошли одни из самых зрелищных автосоревнований России

Популярная механика
Новые миры Новые миры

Юбилей высадки на Луну – повод задуматься, куда и зачем мы можем полететь еще

Популярная механика
Семейный капитал Семейный капитал

С ростом доходов и числа наследников встает вопрос расширения жилой площади

АвтоМир
Не протесты, а раскопки. Как федеральные каналы освещали протесты в центре Москвы Не протесты, а раскопки. Как федеральные каналы освещали протесты в центре Москвы

В повестке новостей телеканалов не нашлось места освещению марша протеста

Forbes
«Открывают зубочистками». Что и как угоняют в России «Открывают зубочистками». Что и как угоняют в России

Рейтинг защищенности от угона популярных моделей составили страховщики

РБК
Ученые: фильмы про супергероев помогают избавиться от фобий и поверить в себя Ученые: фильмы про супергероев помогают избавиться от фобий и поверить в себя

Даже плакат с Суперменом может мотивировать на маленькие, но подвиги

Maxim
Как строят баррикады? Как строят баррикады?

Многие помнят, как более четверти века назад граждане России вышли на улицы

Популярная механика
Сильная Ира сего Сильная Ира сего

Ирина Хакамада о том, почему в России еще долго не будет женщины-президента

Cosmopolitan
Внутри кто‑то есть Внутри кто‑то есть

Квартира в центре Москвы и удивительный мир современного искусства

AD
Шпионская история: жучки в копировальных аппаратах СССР Шпионская история: жучки в копировальных аппаратах СССР

Любое копирование в СССР – это всегда огромная тайна

Популярная механика
Удар по Дерипаске. Как миллиардер лишился бизнеса на $8 млрд Удар по Дерипаске. Как миллиардер лишился бизнеса на $8 млрд

Что помешало миллиардеру Олегу Дерипаске стать крупным строителем и девелопером

Forbes
Война полов. Почему мы до сих пор сравниваем женщин с мужчинами Война полов. Почему мы до сих пор сравниваем женщин с мужчинами

Сложно представить, что у мужчины-физика будут спрашивать, хороший ли он отец

Forbes
Как научить ребенка ценить деньги и правильно ими распоряжаться? Как научить ребенка ценить деньги и правильно ими распоряжаться?

Как научить ребенка азам финансовой и экономической грамотности

Psychologies
Радиация не всегда страшна: все, что вы хотели об этом знать Радиация не всегда страшна: все, что вы хотели об этом знать

После аварии на «Фукусиме» мир захлестнула очередная волна панической радиофобии

Популярная механика
Как попасть под амнистию: три простых способа Как попасть под амнистию: три простых способа

Какие льготы предлагает новый этап амнистии капиталов

Forbes
Беспроводные наушники: 10 лет прогресса Беспроводные наушники: 10 лет прогресса

Беспроводные наушники с каждым годом становятся все более удобными

Популярная механика
Kia ProCeed GT: аккуратно, добротно, продуманно Kia ProCeed GT: аккуратно, добротно, продуманно

Грузить много, везти быстро — главные правила нового универсала от Kia

Maxim
Один день в “Белом аду” — как тестируют шины Nokian Один день в “Белом аду” — как тестируют шины Nokian

Производитель автомобильных покрышек продемонстрировал одно из своих ноу-хау

Популярная механика
Уберизация холодильника: зачем торговые сети уходят в сеть Уберизация холодильника: зачем торговые сети уходят в сеть

Передел российского рынка ретейла открывает старым игрокам новые возможности

Forbes
Гроздья репы Гроздья репы

О том, как жили наши предки сто пятьдесят лет назад

Maxim
Сергей Пахом (Пахомов): «Моя форма безумия – интересный выход из реальности» Сергей Пахом (Пахомов): «Моя форма безумия – интересный выход из реальности»

Сергей Пахом рассказал о своем новом перформансе и судьбе глянца в России

GQ
Как улучшить цвет зубов: 7 советов и 8 классных товаров в помощь Как улучшить цвет зубов: 7 советов и 8 классных товаров в помощь

Кто не хочет иметь «улыбку на миллион долларов»?

Playboy
Перехват: секреты и тайны спецслужб США Перехват: секреты и тайны спецслужб США

Подлинные жемчужины рассекреченных архивов Агенства национальной безопасности

Популярная механика
Коллаборация Esquire и подкаста «180 градусов»: аудиоинтервью с журналистом Иваном Сурвилло (расшифровка тоже есть) Коллаборация Esquire и подкаста «180 градусов»: аудиоинтервью с журналистом Иваном Сурвилло (расшифровка тоже есть)

Интервью с Иваном Сурвилло — молодым журналистом и апостолом-2019

Esquire
Гантраки: грузовики с пушками и пулемётами Гантраки: грузовики с пушками и пулемётами

Неудачу предопределило отсутствие на машинах конвоя брони и тяжелого вооружения

Популярная механика
Открыть в приложении