Китайская криптограмота: как стать мировым лидером блокчейна, запрещая криптовалюты
Несмотря на принятые в КНР запреты в отношении коммерческого оборота цифровых активов, страна остается передовиком блокчейна и главным фактором мирового рынка криптовалют
Первая половина 2019 отмечена резким ростом курсов лидирующих криптовалют. Так, курс биткойна с начала года вырос боле чем на 200%. Одной из причин такого серьезного скачка стал так называемый «китайский фактор». Эксперты считают это следствием борьбы китайских властей с выводом капитала за рубеж: поскольку граждане КНР пытаются избежать излишнего контроля за своими активами, они выбирают криптовалюту в качестве инструмента для вложения средств, обходя таким образом введенные в КНР барьеры на инвестиции и ограничения покупки иностранной валюты. Таким образом, именно КНР оказалась в этом году главным двигателем рынка криптовалют. Парадоксально, что при этом на уровне государства Китай был одним из первых, кто заявил отрицательное отношение к криптоактивам и стал вводить запреты.
Начало вмешательства государства в оборот криптоактивов в КНР было положено в 2013 году, когда несколько регуляторов КНР и, в частности, Народный Банк Китая, выпустили уведомление «о предотвращении рисков, связанных с Биткойном», в котором указано, что биткойн — это виртуальный товар, который не имеет юридического статуса, эквивалентного валюте, и, соответственно, не может и не должен использоваться в качестве валюты на рынке.
Отдельно в уведомлении обращалось внимание на риск отмывания денежных средств посредством использования биткойна или иных подобных «виртуальных товаров» с учетом таких их свойств, как анонимность и удобство трансграничного обращения. Тем не менее, запрета на осуществление операций с биткойном между физическими лицами так и не последовало, хотя курс биткойна после публикации данного уведомления резко упал.
Принятие данного уведомления стало только первым шагом китайских властей в череде ограничений на коммерческий оборот цифровых активов.
От запрета ICO к запрету IMO
4 сентября 2017 года Народный банк Китая совместно с другими органами государственной власти КНР выпустил уведомление «о предотвращении рисков, связанных с предложением токенов и финансированием» («Уведомление о рисках ICO»). Главной его целью был запрет на проведение любых «Initial Coin Offerings» в Китае. Уведомлением также предписывалось всем организациям и частным лицам, которые уже провели ICO в Китае, вернуть всем инвесторам средства, собранные ранее.
Однако эта мера не остановила участников рынка. После введения запрета на проведение ICO в Китае стали популярны различные бизнес-модели привлечения средств в криптоактивы в обход введенных ограничений. В частности, широкое распространение получили так называемые IMO («Первичные предложения по майнингу»), в рамках которых организаторы изначально продают майнинговое оборудование «инвесторам», а за их деятельность по добыче цифровых активов с использованием данного оборудования им предоставляются цифровые активы.
В 2018 году национальная ассоциация интернет-финансирования Китая выпустила «уведомление о рисках, касающихся замаскированной деятельности по проведению ICO», в котором указывалось, что бизнес-модель IMO является скрытой формой ICO, что делает ее потенциально рискованной.
С тех пор для целей минимизации регуляторных рисков крупные майнеры стали рассматривать другие, более дружелюбные к майнингу юрисдикции с низкой ценой на электричество и прохладным климатом. В тоже время Китай по-прежнему остается страной, в которой сосредоточена большая часть майнинговых мощностей всего мира.
В апреле 2019 года появились сообщения о рассмотрении законопроекта, в который входят меры по полному запрету майнинга криптовалют в Китае, как одной из сфер, которые не соответствуют законодательству, небезопасны или угрожают окружающей среде. На текущий момент данный законопроект официально не принят и не вступил в законную силу.