Традиционные роли: как женщины основали театр кабуки, а теперь отвоевывают право играть в нем
Первая труппа японского театра кабуки состояла из женщин: ее основательница собирала уличными представлениями деньги для храма, а заодно помогала девушкам из низов заработать на хлеб. Затем женщинам было официально запрещено там выступать. Спустя более 400 лет женщин по-прежнему не допускают на большую сцену кабуки, но они все равно собирают труппы и устраивают театральные фестивали.
Японский театр кабуки сегодня известен во всем мире, в 2008 году он попал в самую первую версию Списка нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. В отличие от ориентированного на зрителей из числа аристократии театра Но, кабуки изначально развивался как искусство для широкой публики, сочетавшее танец, музыку и театральное представление. Спектакли в театре кабуки длятся много часов, обычно они основаны на пьесах на исторические, любовные и бытовые сюжеты. Замысловатые традиционные костюмы, высокие парики, плотный тяжелый грим — узнаваемые элементы стиля кабуки — нужны в том числе и для того, чтобы сделать сцены реалистичными, ведь и мужские, и женские роли в театре кабуки обычно исполняют мужчины. Но так было не всегда. В начале XVII века, когда это искусство только возникло, на улицах городов Японии выступали женские и смешанные труппы. Основательницей театра кабуки была женщина — Идзумо-но Окуни.
Танцы на дне реки
О жизни Идзумо-но Окуни (или «Окуни из Идзумо») достоверно известно немного. Она родилась в 1570-х годах и происходила из простой семьи, была дочерью кузнеца. В юном возрасте Окуни стала жрицей-прислужницей (мико) в синтоистском святилище Идзумо — одном из старейших и самых почитаемых в Японии. Отсюда и происходит имя, под которым она вошла в историю.
Окуни начала танцевать на улицах, когда собирала пожертвования для храма — такая практика была достаточно распространенной. Она добралась до столицы Киото, где можно было собрать больше денег. По легенде, сначала Окуни исполняла нэмбуцу одори — танец, прославляющий Будду Амида, постепенно аранжируя его все оригинальнее. Кстати, в том, что жрица из синтоистского святилища практиковала буддийский танец, для японской культуры нет ничего странного. И тогда, и сейчас японская религиозная жизнь сочетала синтоизм, буддизм, элементы неоконфуцианства и даосизма.
Танец, который исполняла Окуни, по-видимому, представлял собой смесь буддийского танца, музыки и движений из древнего синтоистского ритуала кагура (имеет шаманистское происхождение, его название переводится как «божественная радость») и ее собственных изобретений, уходящих все дальше от ритуала к театральной игре. В 1603 году она выступала уже не одна, а с труппой танцовщиц. Начало театра Кабуки связывают с представлением, которое Окуни и ее спутницы дали в Киото, устроив временную деревянную сцену в высохшем русле реки Камогава. Сцена и реквизит напоминали те, что использовались в уже давно известном театре Но, а вот техника исполнения сильно отличалась: если в Но все позы и движения строго регламентированы и отточены, исполняются размеренно, то танец Окуни был экспрессивным и чувственным. Название Кабуки («мастерство песни и танца») появляется уже тогда.