Тайная жизнь птиц
Камерная и декоративная китайская живопись «цветы и птицы» многозначнее, чем кажется на первый взгляд
Жанр «цветы и птицы» – древний и почтенный. Он оформился в X веке, хотя такие сюжеты в китайской живописи встречались еще раньше, в эпоху Тан (618–907 гг.). Приятными глазу камерными пейзажами с удовольствием украшали интерьеры и император, и его подданные.
Однако такая живопись никогда не была чисто декоративной. Написанное признанным мастером произведение – всегда «слоеный пирог» из смыслов. Во-первых, цветы, деревья, птицы и животные, соответствующие системе традиционных китайских символов, изображались для привлечения удачи и прочих благ. Но были и более глубокие пласты. По выражению востоковеда Надежды Виноградовой, этот жанр – «одно из самых тонких проявлений средневекового пантеизма, связанное с обожествлением и поэтизацией природы». С точки зрения даосизма гармония мира строится на взаимодействии женского и мужского начал, инь и ян, и это видели в Китае, например, в продуманном соотношении пустых пространств и цветовых пятен, динамике и статике линий. В написанной на шелке частице природы отражались вселенские законы.
Но и это еще не все. Живопись выполнялась на злобу дня. Современники художников видели на полотнах политическую сатиру, выражение солидарности единомышленникам или призыв возродить те или иные добродетели, которыми общество стало пренебрегать.