Как бородатый мужик из России делает приложение для беременных, которым пользуются миллионы женщин по всему миру
Евгению Жихареву часто приходится отвечать на вопрос, почему мужчина занимается сервисом для беременных AMMA Pregnancy Tracker. Это долгая история, и мы вам её расскажем.
Мать и дитя
В 2013 году Михаил Жихарев поехал в Калифорнию по программе Work and Travel. Там он познакомился с Борисом Школьниковым. Они продолжили общаться, решили заняться бизнесом и через три года вместе со знакомым Школьникова Андреем Подгорновым основали компанию Mobile Dimension. Всех троих объединял бэкграунд в IT-консалтинге, у Подгорнова и Школьникова — в SAP, у Жихарева — в Microsoft. Сначала они хотели создать продукт для автомобильного бизнеса, но дело не пошло и они занялись мобильной разработкой на заказ.
В течение следующих пяти лет Mobile Dimension сотрудничала с крупными заказчиками из разных сфер, в том числе с ретейлерами («М.Видео», Х5 Retail Group, Fix Price), госкомпаниями («Росатом», «Лукойл», «Газпром») и медицинскими компаниями. Одним из постоянных клиентов была компания «Парус инвест», которая инвестировала в медицинские IT-стартапы.
Генеральный директор «Парус инвеста» Антон Буздалин хотел развивать новые продукты для аптечных сетей и медицинского рынка. Сначала Mobile Dimension разработала для него приложение «Мобильная регистратура», где можно было записываться в частные медицинские клиники. А в 2016 году занялась популярным тогда медицинским порталом medkrug.ru, который посещали 10 млн пользователей в месяц.
Больше всего трафика medkrug.ru приносили материалы об отношениях, сексе и беременности. «Мы решили протестировать гипотезу и завернуть часть функционала портала в мобильное приложение», — рассказывает Евгений Жихарев.
Так появился «Календарь беременности» — прототип AMMA Pregnancy Tracker — с полезным контентом для будущих мам на каждую неделю беременности.
Mobile Dimension разработала для «Парус инвест» пять продуктов, но внезапно компания решила изменить стратегию — отказаться от непрофильных проектов и сосредоточиться на онлайн-аптеках. «В тот момент наш стартап “Еаптека” начал резко расти и мы сфокусировались на нём. Непрофильные активы выставили на продажу», — объясняет Буздалин. «Парус инвест» предложила Mobile Dimension выкупить все пять продуктов. Сначала основатели отказались, но потом передумали насчёт одного из них.
Клиенты Mobile Dimension хотели видеть доказательства того, что компания умеет создавать продукты, которые могут привлекать аудиторию, удерживать её и монетизировать. «Для такой экспертизы нам нужен был свой “испытательный полигон”. Мы решили выкупить “Календарь беременности” и учиться на нём», — объясняет Жихарев.
Это решение и события в его личной жизни органично совпали по времени. В 2016 году он сделал предложение своей девушке, в 2017 они поженились и начали планирование ребенка. «На это ушло шесть месяцев — и этот опыт подтолкнул меня создать функционал по планированию беременности. В 2018 году супруга забеременела, я ходил на акушерские курсы, — вспоминает Жихарев. — У нас были партнёрские роды. Сейчас моей прекрасной дочери Виктории уже два года».
Рождение стартапа
К 2018 году в Mobile Dimension работали больше ста человек, оборот составлял $2 млн в год. Основатели хотели сотрудничать с западными заказчиками и поэтому отправились на Mobile World Congress, где поняли, что упускают возможность развития в направлении B2C.
— Mobile World Congress открыл нам глаза на рынок. Оказалось, что мы в своём окопе конкурируем с такими же компаниями по заказной разработке, а ведь это меньше 1% рынка, — вспоминает Жихарев. — 85% уже тогда занимала гейм-индустрия с миллиардными оборотами, остальную часть — приложения. Их экономика строилась по модели: привлечение трафика, удержание и монетизация. Всё сводится к простой схеме — вы должны привлечь пользователя дешевле, чем он вам потом заплатит.
На тот момент у Mobile Dimension были три собственных продукта: «AMMA Календарь беременности», Engy Health и MD Audit. Деньги, которые компания зарабатывала на заказной разработке, шли на их развитие. Временами, когда заказов было много, над продуктами просто некому было работать. В 2018 году основатели изменили стратегию: они отошли от операционного управления Mobile Dimensions, чтобы каждый занялся одним проектом, растил его как стартап и привлекал венчурный капитал. Жихареву достался «Календарь беременности».
На венчурном рынке основатели Mobile Dimension были чужими. «На фоне мы, конечно, слышали о Кремниевой долине, стартап-тусовках и невероятных раундах, которые почему-то поднимают приложения. Со стороны это выглядело странно, — говорит Жихарев. — Когда ты не погружен в это, ты не понимаешь, почему на вид простое решение может так высоко оцениваться инвесторами, расти и генерировать многомиллионную выручку».