Сто дорог Тольятти
Мы начинаем свое путешествие по Самарскому краю с Тольятти – современного города с древней историей и итальянским названием.
Три дня рождения – этим могут похвастаться лишь немногие города. Тольятти – один из них.
Сказку сделать былью
«Город креста» – так переводится с греческого Ставрополь, изначальное название Тольятти. Он был основан как город-крепость в 1737 году Василием Татищевым для защиты российских земель от набегов кочевых племен и как место жительства крещенных астраханских калмыков. Во время крестьянской войны многие из них поддержали Емельяна Пугачева, за что были казнены или сосланы в Оренбургские степи. Ставрополь со временем превратился в небольшой провинциальный городок, население которого постоянно убывало. Людей, словно пылесос, вытягивала рядом расположенная Самара, где кипела жизнь.
Многие тольяттинцы считают, что сейчас все наоборот – внутренний ритм их города ближе к мегаполису.
– В Самаре любят долго рассуждать, обсуждать, согласовывать, – говорят они. – А мы быстро придумаем, сделаем и позовем самарских.
Второе рождение города связано со строительством Куйбышевской ГЭС (сейчас – Волжская ГЭС). Почти 300 населенных пунктов попали в зону затопления, в том числе и Ставрополь. 2500 домов были перенесены на более высокое место, остальные разобраны на кирпичи или взорваны. Из каменных зданий уцелели лишь корпуса земской больницы 1902 года постройки – они находились на окраине города, и до них не дошла вода. Сейчас в них располагается Свято-Воскресенский мужской монастырь.
Строить Куйбышевскую ГЭС приезжали энтузиасты-комсомольцы со всей страны. Их не пугали ни трудная работа, ни тяжелые бытовые условия. Но в основном крупнейшую на тот момент в мире ГЭС возводили заключенные, в отличие от добровольцев не получившие за свой каторжный труд ни славы, ни званий, ни наград.
Вместе с ГЭС рос и новый Ставрополь – светлый, просторный, с широкими проспектами и улицами.
Над старым городом плещутся волны Жигулевского моря, так еще называют Куйбышевское водохранилище. На его берегу застыл на бронзовом вздыбленном коне Василий Татищев.
Третьим рождением Тольятти кто-то считает переименование города в 1964 году в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти после его смерти от инсульта на отдыхе в Крыму. Другие уверены, что это строительство Волжского автомобильного завода – АВТОВАЗа.
«Жигули» – это ностальгия
Нигде я не видела на дорогах столько «Жигулей», «Нив» и «Лад», как в Тольятти. И на экскурсию по городу мы едем на светло-коричневой «шестерке» – ВАЗ-2106, модели такого цвета на Волжском автозаводе выпускали с 1976 по 1979 год. Машина выглядит как новая. На панели приборов ни одной трещины или царапины, бежевая велюровая обивка салона в идеальном состоянии, как будто автомобиль только что сошел с конвейера. Водители проезжающих иномарок снисходительно, а то и с сочувствием смотрят на нас, не подозревая, какой это ценный, исторический автомобиль и как он дорого стоит. На днях Сергей Диогрик, владелец «шестерки», вернулся из Санкт-Петербурга, где принимал участие в крупнейшем в России параде ретротранспорта. Он преодолел на своей машине 1800 километров.