«Вы не завершили заказ»: шопоголизм нового времени
Мы шутим на тему своего шопоголизма, но что, если услышим диагноз «ониомания»? На деле это одно и то же. Разбираемся, когда желание следовать трендам и пополнять гардероб превращается в одержимость и в чем опасность зависимости от маркетплейсов.
Шопоголизм – это диагноз?
Для начала стоит определить, в чем разница между покупками, которые необходимы или приносят искреннее удовольствие, и непреодолимым желанием приобретать новые вещи. Ключевой маркер – аддикция, то есть навязчивость. Вы осознаете проблему, вы хотели бы найти решение и, возможно, уже давали себе обещание относиться к обновлению гардероба рациональнее. Но раз за разом происходит одно и то же: вы проводите ночи на маркетплейсах, регулярно оформляете заказы и не упускаете возможности зайти в любимый магазин, чтобы «только взглянуть» на новую коллекцию или скидки.
«Пациент приходит к врачу на прием и заявляет: "Доктор, я каждый день покупаю себе бутылку водки. Помогите мне, я, наверное, шопоголик!" – с этого анекдота начинает свое объяснение клинический психолог, гештальт-терапевт, исследователь в области зависимостей Денис Автономов. – Термин "шопоголизм" сделан по мотивам других "измов" (например, алкоголизм), что как бы сразу отсылает нас к понятию зависимости (расстройства, вызванного употреблением психоактивных веществ или аддиктивным поведением). Однако в последнем издании американской классификации психических расстройств DSM-V TR (2022) такого диагноза, как "шопоголизм" или "ониомания", официально не существует. О нем также не упоминается и в новой Международной классификации болезней (МКБ-11). И это должно нас насторожить и навести на вопрос, не является ли "шопоголизм" попыткой психиатризации действительности и простого бытового явления».
С точки зрения клинической психологии шопоголизм действительно не диагноз. Но это симптом. То есть признак какого-то другого расстройства. «Например, маниакального или гипоманиакального приступа, когда человек с БАР может бездумно тратить деньги на покупки вещей, – отмечает Денис Автономов. – В этом случае по мере лечения мании проходит и так называемый шопоголизм, так как здесь речь именно об импульсивности.
Она предполагает неупорядоченность, безотлагательность в следовании своим побуждениям, сиюминутным прихотям и желаниям. Импульсивными считаются те действия, которые были плохо предварительно обдуманы и совершены в спешке и без учета возможных вредных последствий. Или, например, непреодолимое желание покупать может быть дисфункциональной привычкой – здесь ситуация несколько сложнее, так как привычка – это последовательный, повторяющийся, моторный или когнитивный паттерн, вызванный внешним триггером (например, реклама, коммерческое предложение, информация о скидке) или внутренним триггером (скука, печаль, раздражение и прочие трудно переживаемые эмоции). Риск в том, что тогда этот процесс автоматизирован, то есть он инициируется и завершается без сознательного контроля».
Опасность не в магазинах
А в маркетплейсах. За последние несколько лет продажи одежды онлайн выросли на 75 % и составили 648,7 млрд рублей. Согласно прогнозам Data Insight, к 2025 году объем фэшн-сегмента онлайн составит 1 трлн рублей. Вне всяких сомнений, сейчас самые популярные площадки для онлайн-шопинга – это маркетплейсы. Как распознать, что у вас есть зависимость? Ошибочно думать, что такой человек должен быть зависимым по своей сути. Нет, зачастую у любителей скроллинга товаров нет зависимости от соцсетей, алкоголя или даже сладкого. Но вот непреодолимое желание постоянно открывать любимые приложения магазинов есть. Соответственно, проблемы начинаются в тот момент, когда эта привычка приносит ощутимые потери: времени, финансов, настроения. Возможно, она вносит разлад в