Иногда банан — это не просто банан: пятиминутный путеводитель по этим фруктам в искусстве
21 сентября свой день рождения отмечает художник Маурицио Каттелан — один из главных насмешников современной арт-сцены. В 2019 году на Art Basel в Майами он создал одно из самых резонансных произведений: буквально приклеил банан армированным скотчем к стене — и инсталляцию моментально купили за более чем $100 тысяч. На самом деле в желтом фрукте много очевидного и не очень символизма, так что мы решили проследить, как в разные времена художники к нему обращались.
Для начала стоит вспомнить о том, что бананы — фрукты экзотические, и оттого в европейской живописи долгое время не фигурировали. Главный популяризатор живописных плодов Поль Сезанн обходился в натюрмортах без них, а вот его коллега и тезка Поль Гоген, переселившийся на Таити, охотно писал местный урожай, в том числе связки бананов.
Бананы постимпрессиониста Гогена были просто красивым объектом, частью общего жизненного колорита, который художник стремился зафиксировать. У метафизика Джорджо де Кирико в бананах уже присутствовал определенный символизм, хотя и не тот, о котором можно подумать: бананы, только недавно ставшие общедоступным в Европе продуктом, тут ассоциированы с наступлением нового времени, тогда как анфилады и статуя отсылают к прошлому, к античности. «Неуверенность» — про конфликт эпох.
Следующим любителем бананов в своем творчестве становится Энди Уорхол. Он снимает фрукты в серии полароидных снимков, тиражирует их, а самый знаменитый банан в лучших традициях поп-арта с его легкой подачи появляется на обложке альбома The Velvet Underground & Nico. Первые выпуски альбома были более чем скандальными: инструкция гласила «Очищайте медленно и смотрите», желтую шкурку можно было действительно снять, под ней обнаруживался банан телесного цвета. Намек ясен.
Как и многие работы Уорхола, банан в его исполнении стал поп-культурным символом, который зажил собственной жизнью. Так, основанная в 1985 году группа арт-феминисток Guerrilla Girls проводила перформансы и создавала работы, призывающие общественность задуматься над ролью женщин в искусстве, объективизацией и репрезентацией. Один из их плакатов задействовал узнаваемый урохоловский банан и рассказывал зрителям, что на аукционе современного искусства Sotheby's было ровно ноль работ женщин.