Инвестиции на автомате
Как устроены робоэдвайзеры и кому они нужны
Всеобщая цифровизация и системы искусственного интеллекта с каждым днем получают все большее распространение на фондовом рынке. Как устроены роботы-советники, какие у них достоинства и недостатки, на кого они реально работают и всегда ли частным инвесторам стоит прислушиваться к их рекомендациям,— в материале «Денег».
Законы робототехники
Робоэдвайзеры (от англ. robo-advisor — роботы-советники) — это сервисы или программы, которые позволяют частному инвестору автоматизированно собрать инвестиционный портфель исходя из его целей, финансовых возможностей и риск-профиля»,— поясняет директор по развитию продаж продуктов благосостояния ПСБ Максим Быковец. Наиболее важные их преимущества, с его точки зрения,— легкое подключение, низкий порог входа, быстрое формирование.
«Основная задача робоэдвайзера — помощь в формировании и сопровождении клиентского портфеля с минимальным вмешательством человека»,— отмечает и. о. руководителя департамента автоследования «БКС Мир инвестиций» Всеволод Зубов. Цель же, ради которой используют данное решение, на его взгляд, чаще всего связана с экономией времени и исключением грубых ошибок при инвестировании.
Схема работы робота-советника проста, полагает эксперт брокера «ВТБ Мои Инвестиции» Дмитрий Бобровский. Все рекомендации робот дает с учетом инвестиционных предпочтений клиента. Определить их помогает инвестиционное профилирование, чтобы пройти его, нужно ответить на вопросы анкеты, например, о склонности к риску. Далее робот подбирает активы для портфеля с максимальной доходностью при допустимом для инвестора риске. Рекомендуемые роботом-советником ценные бумаги доступны всем инвесторам и не требуют прохождения дополнительного тестирования. «Взаимодействие инвестора с робоэдвайзером начинается с определения целей по доходности, допустимому уровню риска и других важных параметров»,— рассказывает начальник управления по развитию розничных клиентов Московской биржи Валерий Скотников. Уточнив размер будущего портфеля, сервис предложит на выбор один или несколько наборов активов. После подписания договора и пополнения депозита сервис формирует поручения на покупку активов, инвестору остается только подтвердить заключение сделок. Когда возникает необходимость что-то продать или докупить, сервис формирует новые рекомендации. Сделки не заключаются автоматически, инвестору нужно подтверждать их или отказываться.
Вместе с тем у экспертов, не аффилированных с инвестиционными компаниями, ряд аспектов работы роботов-советников вызывает определенный скепсис. «Предполагается, что робоэдвайзинг удешевляет процесс управления активами и повышает его эффективность»,— размышляет глава общественной организации «Финпотребсоюз», бывший руководитель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игорь Костиков. На его взгляд, с точки зрения удешевления это действительно так: комиссия робоэдвайзинга — 0,2–1% от объема портфеля, тогда как в доверительном управлении — 1–2%. Но эксперт не считает, что данный сервис столь эффективен, как его обычно описывают предлагающие эту услугу брокеры. Скорее можно говорить, что это маркетинговый инструмент, считает эксперт. Инвесткомпании, на его взгляд, «зашивают» в сервис те услуги и те активы, которые продвигают, то есть, по его мнению, вполне возможен конфликт интересов. «За руку, правда, на таком манипулировании клиентами никто пока никого не ловил. Но это распространенная точка зрения. Многие отказываются от использования автоматических советников именно из подобных опасений»,— добавляет Игорь Костиков.