Дом
Дело реставратора
Десять лет и двадцать пять миллионов фунтов потратил модный магнат из Ленинграда Леон Макс на ремонт своей дачи — поместья XVIII века Истон‑Нестон. Зато теперь в памятнике британской архитектуры Русью пахнет.
Если бы Леон Макс не был фэшн-воротилой, из него получился бы отличный шпион. Не только потому, что он русский. Макс абсолютно невозмутим. Задаешь вопрос, а в ответ — тишина. Иногда пауза растягивается настолько, что это пугает. Леон молча смотрит тебе прямо в глаза. А начиная, наконец, отвечать, говорит неторопливо, взвешивает каждое слово. Сейчас же он в ярости. Мы сидим в библиотеке на первом этаже Истон‑Нестона, барочного особняка в графстве Нортгемптоншир, в сотне километров к северо-западу от Лондона. Предприниматель родом из России в 2005‑м купил его у английского лорда Хескета, как сообщалось, за пятнадцать миллионов фунтов. Так вот в библиотеке одна из горничных устроила безобразие — расставила книги (в том числе раритетные издания Шекспира, Мольера, Толстого) по цвету корешков. А хозяин только что потратил целую неделю, сортируя книги в алфавитном порядке. Конечно, он вне себя.
С верхних полок на нас строго смотрят каменные бюсты каких‑то бородачей.
«Кто это?» — спрашиваю. «Так, философы, — отвечает Леон после паузы. — Джентльменский набор».
С чувством юмора у шестидесятитрехлетнего Макса все в порядке. «Этот домик» — так он называет шедевр Николаса Хоксмура, ученика, помощника и соавтора сэра Кристофера Рена, создателя собора Святого Павла в Лондоне. Правда, когда Леон купил один из самых красивых загородных домов во всей Великобритании, тот выглядел плачевно. Сырость, пожары и попытки лорда Хескета подлатать здание сделали свое дело. Семья Фермор‑Хескет владела Истон‑Нестоном более трех веков, но в наши дни содержать его стало непосильной задачей. Вдобавок в семидесятые хозяин устроил в конюшнях базу своей команды «Формулы‑1» Hesketh Racing (та бесславно просуществовала пять лет). «В хороший год расходы на содержание поместья составляли пятьсот тысяч фунтов, в плохой могли достигать полутора миллионов», — рассказывал лорд Хескет, когда было объявлено о продаже Истон‑Нестона.
Сегодня дом великолепно отреставрирован. В нем тридцать шесть комнат — Макс уменьшил число спален, теперь их тринадцать, зато в каждой есть своя ванная. Парадная столовая оформлена в бледно-желтой гамме. В парадной гостиной над камином висит рубенсовская «Охота на кабана», на окнах — портьеры из шелкового дамаста. Они — предмет гордости хозяина: были сотканы на его фабрике в Китае, хотя дизайнер интерьеров Истон‑Нестона — леди Генриетта Спенсер‑Черчилль, дочь герцога Мальборо и сводная сестра Кристины Онассис, — поначалу отнеслась к этой идее скептически.