«Через несколько лет в России будет равенство во всем». Основатель форума «Woman Who Matters» Анна Рудакова о том, зачем бизнесу нужны женщины
С 29 по 30 ноября в Москве пройдут ежегодный форум и премия «Woman Who Matters», который традиционно соберет лучших представителей бизнеса и медиа, чтобы поговорить о проектах и программах, направленных на поддержку женщин в России. Мы встретились с основателем форума Анной Рудаковой, чтобы поговорить о том, как женская повестка становится главным двигателем прогрессивного бизнеса.
Анна Рудакова — основатель «Woman Who Matters», первого всероссийского форума и премии, которые посвящены гендерному равноправию в бизнесе и лучшим проектам и практикам российских компаний в отношении женщин. Несколько лет назад Рудакова занималась развитием социальных программ в крупных компаниях, но потом оказалась в США в разгар движения #MeToo — и была поражена, насколько «из каждого автобуса и утюга поддерживают женщин». Именно тогда ей пришла идея выяснить, а как же обстоят дела с программами поддержки женщин в России — оказалось, что инициатива всем нравится, но никто не знает, как ее реализовать. Тогда Рудакова и ее команда в 2017 году создали форум «Woman Who Matters», чтобы на одной площадке собрать представителей западного и российского бизнеса, а еще через два года — ассоциацию Diversity&Inclusion, которая на системном уровне помогает корпорациям и брендам внедрять идеи инклюзии. Накануне очередного, 3-го по счету, Форума, который пройдет 29-30 ноября в Москве, мы поговорили с Анной Рудаковой о том, как прямо на наших глазах женщина обретает равноправие в жизни и большом бизнесе.
Анна, вы были на нашем вечере в честь 10-летия Forbes Woman в России. Мы спрашивали наших спикеров, насколько изменилось положение женщин в российском бизнесе за последние годы. Как вы ответили бы на этот вопрос?
Начнем с того, что положение женщины в принципе изменилось за последние несколько лет. Понятно, что все началось гораздо раньше — когда женщины получили право голосовать. Потом им было разрешено работать, они получили больше возможностей и свобод. Но именно сейчас — особенно турбулентная ситуация. И хотя Россия в этом смысле отстает лет на десять от Запада, где уже давно идет «устаканивание» абсолютно равных позиций, я уверена, что через несколько лет у нас тоже будет достигнуто равенство во всем.
О том, как изменилось положение женщин в бизнесе, можно ответить через призму, например, программ поддержки и продуктов, которые сейчас появляются на рынке. Особенно в сфере IT и финансов — мой интуитивный прогноз заключается в том, что именно там женщины будут лучше всего развиваться в ближайшие 5 лет. Так вот, мы говорим с огромным количеством банков, включая такие крупные структуры, как UBS, SberbankPrivate с их инвестиционной стратегией SBP Women Impact EUROPE Index, — все они рассказывают, что среди их клиентов все больше активно работающих женщин, которые думают, что им делать с заработанными деньгами: куда вкладывать, как инвестировать. И, мне кажется, сейчас женщин вообще недооценивают как платежеспособную категорию. При этом все уже поняли, что это большой рынок для специализированных продуктов. При том, что несколько лет назад, когда мы придумали форум, никто об этом даже не думал.
В каком году это было?
Это было два года назад, в этом год форум пройдет уже в третий раз. Мы тогда начали обсуждать с друзьями свою идею, потом пошли по компаниям — и, понятное дело, половина нас сначала «отшила», особенно там, где руководят большие и важные мужчины. Они мне говорили: «Да какая женская тема? Кому она нужна?».
Они не знали, что грядет #MeToo!
Да! Но потом, когда мы заглянули в более продвинутые компании, мы увидели огромный мир женских проектов, о которых просто никто не рассказывал, потому что казалось, что нет такой повестки. Я помню, нам приходилось писать в международные офисы крупных компаний, чтобы их российские отделения не разворачивали нас на пороге.
Чтобы была масштабная повестка в нашей стране, на мой взгляд, должно быть две причины: либо серьезная политическая воля, либо экономические причины, какая-то выгода для крупных компаний. Что у нас происходит по этим направлениям?