Шесть уровней привязанности по Ньюфелду
Младенцу для выживания необходим тесный контакт со значимым взрослым — таков один из тезисов классической теории привязанности. Но стремление к близости и способность к отношениям развиваются и в последующие годы, считает канадский психотерапевт Гордон Ньюфелд. О его концепции многоуровневой привязанности рассказывает психолог Ольга Писарик.
От близости с теми, кто о нас заботится, напрямую зависит наше выживание. Привязанность создает контекст, в котором взрослому легко ухаживать за ребенком, а ребенку — принимать эту заботу.
Кроме того, она работает как щит против внешнего стресса: ощущая, что о нем заботятся, что его принимают только за то, что он существует, ребенок может спокойно исследовать свое «Я», свои интересы и желания, и становиться все более независимым.
Ньюфелд рассматривает привязанность как любое стремление к контакту и близости: физическому, эмоциональному, психологическому. По мере взросления, развития мозга и становления личности меняется и способность к выстраиванию отношений.
Если все происходит по задуманному природой плану, то в первые шесть лет жизни ребенок развивает способность привязываться на различных уровнях, через:
1) чувства,
2) подражание,
3) принадлежность, лояльность,
4) чувство важности для другого,
5) любовь,
6) чувство, что тебя знают.
Шесть уровней привязанности
Первый уровень, с рождения, — привязанность через чувства.
Для выживания младенцу необходимо быть в непосредственном физическом контакте со взрослым, который о нем заботится. Если тактильного контакта нет, то ребенок должен хотя бы слышать, видеть его, чувствовать запах.
На втором году жизни у ребенка развивается привязанность через «похожесть». Он начинает имитировать тех, кого любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях. Теперь ему очень важно быть таким же, как его родители.