Старость и страсть Ива Сен-Лорана. «Celebration» — фильм, которого ждали 15 лет
Режиссер Оливье Мейру снимал Сен-Лорана с 1998 по 2001 год, но партнер кутюрье Пьер Берже «положил фильм на полку» на целых 15 лет. И только в 2018 году фильм увидел свет, и теперь «Celebration» будет показан в рамках 10-го Международного фестиваля документального кино о современной культуре Beat Film Festival. В интервью Forbes Life Мейру вспоминает, каким был Сен-Лоран, его любовник и их собака Мужик.
В российский прокат фильм выйдет 13 июня 2019 года, а уже сейчас его можно увидеть в программе ежегодного фестиваля документального кино Beat Film Festival, который пройдет в Москве с 30 мая по 9 июня.
В последние годы об отцах модных домов вышло непомерное количество фильмов. На их фоне ваша картина получилась совсем не типичной: о старении, уходящем времени, ностальгии. Вы таким его и задумывали, когда начинали съемки? Или все же планировали снять более классический фильм о глянце и бонвиване от мира моды?
О моде я ничего не знаю: я больше интересуюсь человеческими историями. Знаете, когда я разговаривал со своими героями, мне казалось, что я вдруг очутился в машине времени: попал в XIX век или самое начало XX. У меня было чувство движения назад во французской истории — и это чувство только делал сильнее тот факт, что Сен-Лоран был иконой более 50 лет. Но все еще работал за столом. Было потрясающе видеть живую икону, которая не останавливается в своей работе и продолжает создавать. Передо мной был человек — и одновременно историческая фигура.
А человеческая фигура казалась мне очень трогательной. Сен-Лоран вдруг как-то оказался в очень человеческой ситуации: старым, больным, ему уже не давалось легко то, что он мог запросто делать раньше. А еще он был очень логично устроенным персонажем: подростком в 15 лет он мечтал создавать платья, и в свои последние годы стремился к тому же. В нем не было ни капли фальши — и для меня это был самый настоящий гламур.
Когда я начинал эти съемки, я ничего не знал о моде. И очень боялся говорить с Сен-Лораном, мне было ему просто нечего сказать. К тому же он очень скромный и немногословный, как вы можете увидеть в моем кино. Поэтому я наблюдал. Как будто смотрел документалку про животных — просто смотрел за ним издалека
Что вы поняли о нем за это время? Его любовник и напарник в какой-то момент говорит очень точную, поразительную фразу, что тревожность Сен-Лорана — его спинной хребет, и именно благодаря ему он может разбудить и самого себя, и весь мир
Для меня кино становится интересным тогда, когда оно рассказывает универсальную человеческую историю. С Сен-Лораном это абсолютно верно. Я снимал его — но фактически мог снимать бабушку или кого-то на улице. Он удивительно честен: его снимали в 60-70-х голым для рекламы парфюма, он был молод и прекрасен. И всю свою жизнь прожил, глядя объектив камеры. Так и мы не пытались скрыть, как он стареет, как его меняет возраст — все было очень открыто. И никто от нас не скрывал этого
Единственная забота его партнера Пьера Берже — это бизнес. Мы не должны были отвлекать мастера, не мешать ему присутствием камеры. Вместе с тем Сен-Лоран — человек, на которого эта камера направлена постоянно, который выбрал стать знаменитым, и потратил на это всю свою жизнь. Для меня загадка, как можно быть таким знаменитым и таким застенчивым? Он создает свой мир и как будто уходит в него: его ближайший друг — это собака Мужик. И Сен-Лоран в своей голове очень одинок. Об этом я думаю, когда он рисует.
Мы снимали этот фильм очень долго, но он длится всего 18 часов. И для трех лет это очень мало съемки. Иногда нам подолгу приходилось искать правильный момент — три дня мы могли ждать одного кадра. Вот почему я говорю о документальных фильмах о животных: сначала я боялся разговаривать с Сен-Лораном, а потом он как будто нас избегал. Помню, как сначала за три месяца съемки у нас не было ни одного кадра с ним. Пьер Берже боялся его реакции, и вот однажды мы пришли в его маленькую студию и ждали три дня, но он никак не приходил. А мы знали, что он придет, вот-вот должна была появиться новая коллекция, и он неизбежно должен был дойти до своей студии — совсем как лев, который рано или поздно придет к воде. Сначала мы увидели его собаку, Мужика, и поняли, что он будет скоро. И потом он пришел своей типичной шаткой походкой, которую вы никогда не забудете, если посмотрите мой фильм. Он сделал нам какой-то безличный знак рукой, сел за стол и начал рисовать. С этого начинается фильм.