«Я репетирую с каждым по отдельности»
24 мая на сцене КЗ «Зарядье» состоится премьера спектакля «Кармен», режиссером которого стал один из самых обсуждаемых театральных режиссеров нового поколения — Максим Диденко. В преддверии премьеры мы встретились с ним и поговорили о его прочтении «Кармен», о том, как сочетать в одном спектакле сразу несколько жанров, о музыке, Серебренникове, Вырыпаеве и Сорокине.
Максим, «Кармен» — это полиформа, которая сочетает в себе и драму, и оперу, и балет. Как родилась мысль поставить спектакль именно так?
Дело в том, что Павлу Каплевичу (продюсер «Кармен». — Прим. ОK!) приснился сон. В нем он увидел некоторых артистов в роли Хозе и Кармен, а именно — Александра Балуева и Карину Хэрунц. Сон ему снился всё дольше, и с каждым его новым витком история обрастала большим количеством людей. В какой-то момент там появился я. Я, собственно, и действую по законам сна Павла Каплевича, и поэтому рационально объяснить происходящее абсолютно невозможно. Ведь во сне нет никаких рациональных причин. 24 мая этот сон приснится вновь, но уже другим людям, гораздо большему количеству.
Чего больше в этом спектакле — драмы, оперы или балета?
Я бы не сказал, что здесь много драмы. Тут скорее музыка. Именно она играет ключевую роль. Это в первую очередь музыкальный спектакль с некоторыми элементами драмы: все-таки в нем играет драматический артист Балуев. Все участники действа — и танцоры, и певцы — в меру своих умений присоединяются к этой музыке и высекают из нее искры смысла.
На какие инструменты делается акцент в музыке вашей «Кармен»?
Вот это как раз самое примечательное. У нас есть ансамбль древних аутентичных инструментов, в основном арабских: например, сантур — средневековый арабский струнный ударный инструмент, лютня, древние флейты. А композитор Алексей Сюмак переоркестровал музыку Жоржа Бизе и сочинил для нашей «Кармен» собственные произведения. Всё это объединилось в некую музыкальную вязь — я называю это так.