Дети в рекламе: путь к успеху или реализация родительских амбиций
Дети часто появляются в телевизионной рекламе «семейных» товаров или становятся инфлюенсерами и зарабатывают на продвижении товаров в соцсетях. Что об этом думают их родители, как съемки могут сказаться на детской психике и становится ли эта сфера этичнее по отношению к труду несовершеннолетних — анализирует команда студии видеопродакшена «Yes, today! Film».
Дети в рекламе — это способ повлиять на потребительские решения как взрослых, так и детей.
Во-первых, образ ребенка формирует позитивное отношение к бренду и вызывает желание его приобрести, особенно у женщин. А женщины в домохозяйствах выбирают до 70–80% потребительских продуктов. Успешный ролик с участием детей может подействовать на покупательницу, если будет затрагивать материнские чувства, вызывать гордость, радость, умиление или даже стыд и страх. Также сообщения от бренда, озвученные ребенком, генерируют больше доверия — ведь дети воспринимаются как невинные создания, неспособные лгать.
Во-вторых, в 95% случаев взрослые учитывают мнение детей при приобретении еды для завтрака и обеда, при выборе места для совместного похода в ресторан, одежды, семейных развлечений и поездки в отпуск. Дети влияют на решения о родительских покупках на общую сумму в $165 млрд ежегодно. Поэтому так важно в рекламе показывать ребенку кого-то, с кем он может себя ассоциировать, — другого ребенка.
Наконец, дети до 12 лет — это сами по себе серьезные игроки на рынке потребительских товаров. В год они тратят $11 млрд собственных денег. К трем-четырем годам ребенок уже в состоянии запомнить название бренда, а к восьми — самостоятельно определить, что хочет купить. Дети — это не только нынешние, но и будущие потребители. Если строить лояльность к бренду с самых ранних лет, то можно получить человека, который будет приносить компании деньги десятилетиями. Но для того, чтобы ребенок понимал, что бизнес думает о нем и разговаривает с ним, тоже нужны детские «лица» бренда. Именно поэтому реклама, направленная на детей, так стремительно наращивает рыночную долю.
Эффективнее всего использовать микс из разных триггеров, чтобы сделать рекламу с участием ребенка максимально эффективной. Например, дети часто рекламируют соки: это одновременно продвижение бренда среди других детей и призыв ко взрослым почаще покупать этот продукт домой.
Кастинги с пеленок
Ксения Климова, мама полуторагодовалой Лизы Климовойиз рекламы сухого козьего молока для взрослых, считает, что у ее ребенка есть потенциал для съемок. «Вижу, что ей это нравится. Она очень общительная, эмоциональная, обладает живой мимикой, хорошо идет на контакт и любит камеру. И я очень хочу это все поддержать и направить в нужное русло», — говорит она.
Татьяна Давыдова, мама шестилетней актрисы Софии Каирбековой, рассказывает, что ее дочь начала сниматься в 1 год и три месяца. Татьяна зарегистрировала девочку на модельно-актерском сайте, затем завела Соне аккаунт в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), и началось: сначала фотосъемки, потом реклама и кино. «Сначала мне как маме девочки просто нравились красивые фото своего ребенка. Потом оказалось, что мы можем зайти в бутик и увидеть своего ребенка на витринах — это для родителей какая-то особая радость. Ну и мы втянулись», — рассказывает она.
Александра Матюнина, мама пятилетней актрисы Ангелины Крыловой, поначалу мотивировала ребенка сниматься с помощью игрушек. В актерской профессии Александру привлекает то, что дочь общается с интересными людьми, учится быть ответственной, управлять эмоциями, а также зарабатывает деньги — возможно, к 18 годам девочка сама сможет оплатить учебу в университете или купить автомобиль, рассуждает мама.
Чтобы попасть в рекламу, ребенок и его родители должны пройти несколько непростых этапов. Первый — подготовка портфолио: нужно сделать профессиональные фотографии и снять видеовизитку, по которой будет видно, каков типаж ребенка, как он ведет себя перед камерой. Для этого необязательно тратить огромные деньги — сегодня снять качественное фото и видео можно самостоятельно на телефон.
«Такие дети должны быть, с одной стороны, чистым листом, на котором можно «нарисовать» что угодно. С другой — у них должна быть яркая харизма, они должны транслировать уверенность и «горящие глаза». Притом что личность ребенка только формируется, задача донести все это сразу может сильно его запутать», — говорит детский психолог Ольга Сотникова.
Мамы юных актрис говорят, что можно упростить этот этап для ребенка. Александра Матюнина, например, никогда не перезаписывает видеовизитки: какой посыл получился у Ангелины изначально, такой и достаточно хорош. Татьяна Давыдова готовит такие материалы с дочерью Софией за пять минут — сказывается опыт. Дети быстро растут, поэтому визитки надо обновлять хотя бы раз в полгода, а то и раз в несколько месяцев.