Объективация журналистики
Первые фоторепортажи, которые изменили наш взгляд на мир
25 и 26 июня 1848 года в Париже были сделаны две фотографии баррикад на улице Сен-Мор во время Июньского восстания, в июле они были опубликованы в журнале L’Illustration. Это было первое появление фотографий на страницах периодической печати — именно с этих двух снимков принято отсчитывать историю фотожурналистики. За следующие 100 лет фотография позволила массовому читателю увидеть то, с чем он до этого не сталкивался лично,— от войны до подводного мира. Рассказываем про кадры, которые решили все.
Первые фотографии уличных беспорядков
1848
22 июня 1848 года в Париже началось Июньское восстание. Парижские рабочие пытались отстоять одно из достижений революции 1848 года — Национальные мастерские, гарантировавшие трудоустройство безработным. Власти считали их слишком дорогими и хотели ликвидировать, а безработных мужчин отправить в армию или на тяжелые работы. Беспорядки охватили весь Париж, в городе были построены сотни баррикад, протестующие захватили оружейные склады и выступили против Национальной гвардии, отправленной подавлять восстание. Во время столкновений погибло до 1,5 тыс. человек.
На третьи сутки восстания, ранним утром 25 июня, парижский фотограф Тибо сделал снимок баррикад на улице Сен-Мор. (Улица на этой фотографии выглядит пустынной, но это, скорее всего, объясняется тем, что у первых фотоаппаратов была очень длинная выдержка, и фигуры в движении не оставались на снимке.) Ровно сутки спустя Тибо сделал второй снимок с этого же ракурса — на нем даже можно различить несколько гвардейцев, которые были отправлены зачищать улицу от протестующих. 1 июля журнал L'Illustration вышел с текстом о восстании, его сопровождали две эти фотографии. Технология книгопечатания середины XIX века не позволяла печатать непосредственно сами проявленные снимки, поэтому с них были сняты гравюры. Фотографии Тибо стали не только первыми снимками, использованными в качестве иллюстрации в прессе, первыми снимками уличных беспорядков, первыми снимками в формате «до-после», но и первыми снимками, опубликованными по идеологическим мотивам. L'Illustration был реакционным журналом, не сочувствующим революции, и два снимка, поставленных рядом, должны были служить своего рода предупреждением, что любое восстание будет безжалостно подавлено властями.
Первые фотографии войны
1855
В 1855 году впервые в истории фотограф был командирован на войну. Непопулярная в Великобритании Крымская война шла уже более полутора лет, конца ей не предвиделось, в обществе копилось раздражение, подогреваемое репортажами из Крыма журналиста Уильяма Рассела. На страницах The Times он регулярно рассказывал о гибнущих от холеры и ран на далеком полуострове английских солдатах, о проблемах с продовольствием, вооружением и низком боевом духе. Исправить этот образ войны королевский двор отправил в Крым придворного фотографа Роджера Фентона. Получил ли он конкретные инструкции, нам неизвестно, однако, судя по тому, как отличаются его письма к родным, в которых он откровенно рассказывает о грязи, грубости и безысходности, царящих на фронте, от фотографий мирного быта, опрятных военных и эпических пейзажей, его задачей было показать войну испытанием, не сильно отличающимся по неудобствам от осенней охоты в поместье: на фотографиях не было ни одного убитого и даже раненого. Фентон пробыл в Крыму три с половиной месяца, объездил большую часть британских позиций и привез в Лондон около 350 снимков. Около десятка из них были превращены в гравюры и опубликованы в газете The Illustrated London News, а оригиналы фотографий показали на бесплатной выставке в Лондоне.
Первые фотографии погибших на войне
1862
Первая фотография, опубликованная в прессе, на которой были запечатлены не просто солдаты и офицеры, военный лагерь или построения действующей армии, а прямое следствие войны — тела убитых солдат, появилась лишь спустя семь лет после публикации первых фотографий с фронта. Негласное правило не публиковать изображения изувеченных в сражениях тел нарушил американский журнал Harper’s Weekly. 18 октября 1862 года в нем был размещен разворот литографий, на основе восьми фотографий с поля боя при Энтитеме — одного из самых кровопролитных сражений в истории Гражданской войны в США и переломного для сил Севера. Фотографии были подписаны именем первого профессионального фотографа США Мэтью Брейди, но на самом деле сделал их не он.