Мидæмæ
Дословно мидæмæ по-осетински означает «внутрь», но его употребляют в значении «добро пожаловать», «проходите». Мари Губиева родилась в Северной Осетии, выросла на берегах Балтийского и Черного морей, училась на журфаке МГУ, стажировалась в Португалии, живет в Москве. Раз в год бывает у родственников в Осетии. Там — корни, живые воспоминания об ушедших бабушках и дедушках. В этот раз Маша поехала во Владикавказ, чтобы снять историю про осетинские свадебные костюмы и попробовать отыскать ответ на вопрос «кто я».
В какой-то момент асфальтированная дорога в Алагирском ущелье заканчивается, и начинается грунтовка. Если проехать по ней дальше вверх, появится бывший шахтерский поселок Садон, где родился мой дед, а за ним выше — Верхний Згид. Раньше это были зажиточные села, в которых хороших продуктов и заграничных товаров было в достатке. Теперь вокруг — опустевшие дома, покосившиеся заборы и обволакивающая тишина, охраняемая заснеженными вершинами. Второй день мы колесим с дядей по горам — ищем место для будущей съемки.
Я придумала фотоисторию о том, как человек соединяет настоящее и архаичное, вмещая в себя кавказские корни и современную культуру, образуя в результате этого смешения нечто большее. И уже второй месяц занимаюсь этим проектом, продираясь через кучу внешних препятствий и внутренних сомнений.
Национальный костюм так же, как танец, еда, сказки, кристаллизует жизнь народа, воплощает его ценности и символы. Я выбрала в герои молодых ребят, живущих в Осетии, и попробовала поместить их — ярких, смелых, вызывающе современных — в традиционные рамки.
С Давидом мы встречаемся в центре Владикавказа, у Осетинского театра, — надо примерить костюм перед съемкой. Буквально через пять минут мы уже говорим о важном: чем занимаешься, о чем мечтаешь. Будто бы разговор не только что начался, а продолжился с самого интересного места, на котором его остановили, допустим, вчера.