Сооснователь сервиса «Самокат» — о «темных магазинах» и семейном бюджете
«РБК Стиль» встретился с одним из основателей петербургского сервиса онлайн-доставки продуктов Вячеславом Бочаровым и узнал об особенностях сервиса и его отличиях от конкурентов
До запуска в 2018 году собственного проекта Вячеслав Бочаров 15 лет проработал в крупных компаниях. В 2002 году пришел в «Магнит» на должность директора магазина в Ярославле. Спустя несколько лет начал руководить региональным блоком, в 2009-м — транспортной логистикой. В 2011 году работал директором магазинов в формате «у дома». В 2015-м стал первым заместителем гендиректора «Почты России», но через полгода вернулся в розницу по приглашению основателя ретейлера, Сергея Галицкого. В 2018-м вместе с бизнес-партнером Родионом Шишковым запустил сервис «Магазинчик» с 15-минутной доставкой товаров, который позже превратился в «Самокат».
Сервис «Самокат» был создан около двух лет назад, но, видимо, 2020 год стал поворотным в развитии проекта. Часть акций купили Сбербанк и Mail.ru, а в пандемию спрос на ваши услуги вырос в разы. Как вы считаете, успех был запланирован или ситуация сыграла вам на руку?
Тут сработали два фактора. Во-первых, до пандемии скорость роста проекта была на уровне 20-30% от месяца к месяцу. И пандемия этот рост, разумеется, ускорила. Прежде всего, она убрала психологические барьеры типа «я не знаю, как это работает», «я привык ходить в офлайн-магазин за продуктами» и т.д. В результате даже после завершения самоизоляции спрос на наши услуги не упал. Это говорит о том, что людям понравился сервис. Во-вторых, его успех обеспечен ровно тем, что экспресс-доставка — это действительно очень удобно. Это то же самое, как если бы вы жили в многоквартирном доме и пользовались водопроводом, и когда вас спрашивают: «Слушайте, а почему вы пользуетесь водопроводом, а не ходите к реке с ведром и не набираете воду там?», то вы можете ответить, что так удобнее. И дело не только в скорости, а в том, что вы относитесь к этому как к доступному ресурсу по требованию: когда нужно, вы им пользуетесь. Мы, собственно, строим городскую инфраструктуру, которая должна исполнять все требования клиента.
Понятно. В бизнес-план проекта была заложена продажа акций?
Разумеется. Мы с самого начала планировали создать крупную компанию. Понятно, что у нас не хватило бы собственных денег на такую высокую скорость развития проекта. Амбиции большие, и мы понимали, что придется привлекать деньги сторонних инвесторов. Мы привлекали деньги и раньше, а сейчас состоялся очередной раунд инвестиций. И хорошо, что инвесторами «Самоката» стали Сбербанк и Mail.ru.
Скажите, а Сбербанк и Mail.ru планируют вмешиваться в бизнес? Они же, наверное, не просто инвестировали в проект, но и хотят участвовать в управлении?
Было бы странно, если бы все было не так. Нам не нужен был инвестор, который просто даст нам деньги. Нам нужны были инвесторы, которые могут добавить компетенций, собственной экспертизы в той или иной области. У наших партнеров богатый набор возможностей, как финансовых, маркетинговых, так и компетенций в плане развития бизнеса. Пользоваться инфраструктурой, которую мы получили, очень удобно. Все планы мы согласовываем с инвесторами и проблем не возникает. У нас единый взгляд на будущее и поэтому все наши дискуссии проходят достаточно комфортно. Мне не на что жаловаться.
Какой из городов сейчас генерирует основную часть прибыли — Москва или Питер?
Сначала это был Санкт-Петербург, так как мы именно там начинали наш проект. Но сейчас Москва по всем показателям обгоняет Питер, ровно потому, что столица и больше, и богаче.
Я изучал проект и обнаружил, что в части районов Москвы и Питера сервис пока недоступен. Не хватает ресурсов на покрытие?
Петербург по большей части мы покрыли. Москву практически тоже. Но у нас есть 15-минутная доставка, а есть доставка в районы, которые еще не покрыты нашими dark store (англ. «темный магазин», формат магазина-склада для обслуживания онлайн-заказов). Поэтому некоторые радиусы мы расширяем, и в этих районах доставка занимает полчаса. По большому счету, это вопрос скорости развития проекта. Сейчас мы открываем по 20-30 dark store ежемесячно и к концу года должны покрыть всю Москву. В данный момент работают около 250 dark store, а в конце года, я думаю, будет около 400.