Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней

kiozk originalsИстория

Цивилизации

Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней

Автор: Мэри Бирд – профессор истории Древнего мира Кембриджского университета, член Британской академии и Американской академии искусств и наук, автор бестселлеров. Часто ее называют «самым известным в Британии специалистом по античности». Бирд регулярно участвует в теле- и радиопередачах и ведет популярный блог в Твиттере. Среди ее книг: «SPQR: История Древнего Рима» и «Женщины и власть. Манифест»

0:00 /
1535.342

Для кого эта книга?

Язык – орудие поэта, или же поэт – орудие языка? Что первично – означаемое или означающее? Эти вопросы справедливы в отношении всех видов искусства. Мы формируем искусство, причём и создавая, и воспринимая его, а искусство формирует нас. Книга Мэри Бирд не только отвечает на эти вопросы, но и содержит море интересной информации о самых разных культурах – от Древнего Египта до современности, и рассказывает захватывающие истории о тех, кто жил до нас. Ведь именно благодаря искусству поддерживается связь времён, а значит, мы можем вступить в диалог с теми, кто жил тысячи лет назад, и увидеть мир их глазами.

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Цивилизации» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Что искусство может рассказать о цивилизации?

Искусство формирует наше понимание окружающего мира. Иногда оно делает это с размахом, как в случае с пирамидами Древнего Египта, которые четко указывают, кто здесь был главным. Порой это происходит менее масштабно. Например, портрет на стене – очень мощное напоминание о самых важных для нас людях.

Искусство, таким образом, является прекрасной отправной точкой для понимания других сфер человеческой жизни в разные периоды времени. Оно может помочь нам раскрыть ценности и идеи разных цивилизаций. Точно так же, как инсталляция Дэмьена Хёрста многое говорит о нашем постмодернистском обществе, древний охлаждающий сосуд для вина или средневековая мечеть могут дать множество подсказок о том, во что люди верили в прошлом.

Именно такой подход использует известный историк Мэри Бирд в своей увлекательной книге об истории художественных образов в мировом искусстве. От Египта эпохи фараонов до буддийской Индии и Англии времен Реформации – автор рассказывает о том, как люди изображали окружающий мир и что означали эти изображения.

Из этого обзора вы узнаете:

  • почему итальянские художники эпохи Возрождения изображали библейских персонажей в современной им одежде;
  • как в цивилизациях, запрещавших изображать людей и животных, представляли божественное начало;
  • и почему первый китайский император был похоронен вместе с 7000 терракотовых солдат.

Смысл произведений искусства определяется тем, как люди взаимодействуют с ними.

Если мы хотим увидеть искусство, особенно древнее, мы обычно идем в музей или библиотеку. Но это не те места, где большинство художников прошлого рассчитывали увидеть свои работы. Дело в том, что смысл многих художественных произведений формировало то, как с ними взаимодействовали люди.

Возьмем две статуи египетского фараона Аменхотепа III в Фивах: их значение определялось тем, что люди отправлялись в древний город, чтобы увидеть эти памятники своими глазами.

Одна из статуй в древности была известной достопримечательностью. Ее главным достоинством была способность «петь» (как она это делала, сейчас не ясно); возможно, это была лишь шутка местных озорных детей, а может быть, просто звук воздуха, выходящего через трещины в каменной кладке.

Поскольку пение статуи зависело от погоды (или от маленьких шалунов), нельзя было знать наверняка, услышите вы его или нет. И довольно скоро современники стали воспринимать этот звук как доброе предзнаменование.

Одним из путешественников, посетивших статую Аменхотепа III, был римский император Адриан. В 130 году н. э. придворная дама Юлия Бальбилла описала это событие в стихах, которые позже были начертаны на левой ноге и ступне каменного изваяния.

В стихотворении поэтесса утверждает, что Адриан слышал пение статуи и что это был явный знак благосклонности богов!

Таким образом, становится ясно, что искусство в древнем мире несло не только декоративную функцию, и прекрасным примером в этом отношении служит афинская керамика.

Возьмем, к примеру, охлаждающий сосуд для вина, изготовленный в V веке до нашей эры. Он украшен изображениями пьяных обнаженных сатиров – мифических созданий, наполовину людей, наполовину животных. Сатиры показаны в момент безумного веселья: один из них на своем эрегированном пенисе пытается удержать кубок, другому прямо в рот льется вино из бурдюка.

Может показаться, что это изображение повествует о торжестве гедонизма, но первое впечатление часто бывает обманчиво. Истинный его смысл куда глубже.

В то время, когда был изготовлен этот сосуд, афиняне занимались строительством городов, формировали свои правила и обычаи, а также размышляли над тем, что значит жить в городском сообществе. Их беспокоил вопрос, где провести границу между цивилизацией и варварством.

Изображения сатиров должны были служить напоминанием о том, что отныне подобные сцены возможны только на поверхности сосудов для вина.

Изображения людей издавна использовались для того, чтобы сохранить память об умерших и помочь нам примириться с потерей.

Когда смерть забирает у нас любимых людей, мы часто обращаемся к фотографиям, чтобы дорогие сердцу образы не стерлись из памяти. Но фотография была изобретена относительно недавно – а что же люди делали раньше?

Раньше на помощь приходило искусство.

Греческая статуя Фрасиклея является ярким примером того, как художественные произведения когда-то помогали людям хранить память об ушедших близких.

Эта погребальная статуя, обнаруженная в окрестностях Афин в 1970-е годы, отмечает место захоронения знатной девушки, жившей в древней Греции. Скульптор подробно изобразил мельчайшие детали облика прекрасной Фрасиклеи. На поверхности изваяния все еще можно видеть следы красного пигмента, который некогда покрывал его.

Необыкновенное впечатление производит прямой взгляд девушки – зритель просто не может не встретиться с ней глазами. Это чрезвычайно личная работа. Девушка держит в руке цветок, а надпись на постаменте сообщает нам от первого лица, что Фрасиклея умерла перед свадьбой.

Древнее искусство было связано не только с сохранением памяти. Оно также лечило от горечи потери близкого человека.

Рассмотрим, например, египетские портреты во времена, когда Египет был провинцией Римской империи.

Спустя несколько столетий после безвременной кончины Фрасиклеи портретная живопись стала важной частью римских траурных ритуалов.

Это были чрезвычайно образные картины, при написании которых использовался эффект игры светотени. Но их не вешали на стены, как мы это делаем сейчас, – они использовались для украшения саркофагов. Некоторые источники указывают на то, что саркофаги оставались в домах скорбящих в течение некоторого времени, прежде чем умершего хоронили.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Sapiens Sapiens

Краткая история человечества

kiozk originals
Как позаботиться о здоровье печени? 5 умных шагов Как позаботиться о здоровье печени? 5 умных шагов

Как снизить риск возникновения проблем с печенью?

Playboy
Начало бесконечности Начало бесконечности

Объяснения, которые меняют мир

kiozk originals
О суммах квадратов и кубов О суммах квадратов и кубов

История начинается с теоремы Пифагора, а заканчивается математическим открытием

Наука и жизнь
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Новое представление о том, что значит быть «умным»

kiozk originals
Мир, полный демонов Мир, полный демонов

Наука – как свеча во тьме

kiozk originals
Леонардо да Винчи. Биография Леонардо да Винчи. Биография

Почему «Джоконда» – шедевр, на который хотят посмотреть вживую миллионы людей

kiozk originals
Кайли Миноуг, Синтия Никсон и другие знаменитые женщины, победившие рак Кайли Миноуг, Синтия Никсон и другие знаменитые женщины, победившие рак

Примеры знаменитых женщин, которым удалось справиться с раком

Cosmopolitan
Мозг, исцеляющий себя Мозг, исцеляющий себя

Реальные истории людей, которые победили болезни и преобразили свой мозг

kiozk originals
Обожает бургеры и ненавидит себя без бороды: неожиданные факты о Джейми Дорнане Обожает бургеры и ненавидит себя без бороды: неожиданные факты о Джейми Дорнане

Джейми Дорнан — успешная модель в прошлом и популярный актер в будущем

Cosmopolitan
Чем вредны бананы? Чем вредны бананы?

Углеродный след обычных вещей и процессов

kiozk originals
Принципы здоровых зубов Принципы здоровых зубов

Почему полость рта нуждается в тщательном уходе

Здоровье
История мира в шести стаканах История мира в шести стаканах

Как ваши любимые напитки изменили мир

kiozk originals
5 мифов о еде, которые все принимают за правду. Новая книга-разоблачение 5 мифов о еде, которые все принимают за правду. Новая книга-разоблачение

Какие идеи могут вредить здоровью и мешать нормализации веса

РБК
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Alibaba Alibaba

История мирового восхождения от первого лица

kiozk originals
Месть Оруэлла Месть Оруэлла

Палимпсест романа «1984»

kiozk originals
Солнце — в бутылку! Солнце — в бутылку!

Как люди пытаются освоить термоядерный синтез

N+1
Мифология Мифология

Бессмертные истории о богах и героях

kiozk originals
Мама – супергерой Мама – супергерой

Как быть многодетной мамой и быть красивой, стройной и успешной в профессии

Здоровье
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Истории вуду Истории вуду

Роль теории заговора в современной истории

kiozk originals
Критика чистого разума Критика чистого разума

Революционная классика философской мысли о пределах человеческого разума

kiozk originals
Оссикон жирафа притянул молнию Оссикон жирафа притянул молнию

Исследовательница подробно описала гибель двух жирафов от удара молнией

N+1
Два одиночества Два одиночества

«Встретились два одиночества» — так можно пересказать сюжет фильма «Два папы»

Дилетант
Всеобщее счастье: рецепты народов мира Всеобщее счастье: рецепты народов мира

Жить в гармонии и радости хотят, наверное, все, но как?

Psychologies
Человек — венец творения, и прочее вранье Человек — венец творения, и прочее вранье

Шесть распространенных заблуждений об эволюции, популярных среди учителей

Esquire
Правая рука императора Правая рука императора

Ключевые военные победы Августу принёс его сподвижник Марк Випсаний Агриппа

Дилетант
Зумеры о ресторане Моргенштерна на Большой Дмитровке Зумеры о ресторане Моргенштерна на Большой Дмитровке

Правда ли ресторан Kaif — кайф?

СНОБ
Убийственный «гипер» Убийственный «гипер»

Все об аэродинамике самого перспективного оружия

Популярная механика
Открыть в приложении