Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней

kiozk originalsИстория

Цивилизации

Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней

Автор: Мэри Бирд – профессор истории Древнего мира Кембриджского университета, член Британской академии и Американской академии искусств и наук, автор бестселлеров. Часто ее называют «самым известным в Британии специалистом по античности». Бирд регулярно участвует в теле- и радиопередачах и ведет популярный блог в Твиттере. Среди ее книг: «SPQR: История Древнего Рима» и «Женщины и власть. Манифест»

0:00 /
1535.342

Для кого эта книга?

Язык – орудие поэта, или же поэт – орудие языка? Что первично – означаемое или означающее? Эти вопросы справедливы в отношении всех видов искусства. Мы формируем искусство, причём и создавая, и воспринимая его, а искусство формирует нас. Книга Мэри Бирд не только отвечает на эти вопросы, но и содержит море интересной информации о самых разных культурах – от Древнего Египта до современности, и рассказывает захватывающие истории о тех, кто жил до нас. Ведь именно благодаря искусству поддерживается связь времён, а значит, мы можем вступить в диалог с теми, кто жил тысячи лет назад, и увидеть мир их глазами.

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Цивилизации» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Что искусство может рассказать о цивилизации?

Искусство формирует наше понимание окружающего мира. Иногда оно делает это с размахом, как в случае с пирамидами Древнего Египта, которые четко указывают, кто здесь был главным. Порой это происходит менее масштабно. Например, портрет на стене – очень мощное напоминание о самых важных для нас людях.

Искусство, таким образом, является прекрасной отправной точкой для понимания других сфер человеческой жизни в разные периоды времени. Оно может помочь нам раскрыть ценности и идеи разных цивилизаций. Точно так же, как инсталляция Дэмьена Хёрста многое говорит о нашем постмодернистском обществе, древний охлаждающий сосуд для вина или средневековая мечеть могут дать множество подсказок о том, во что люди верили в прошлом.

Именно такой подход использует известный историк Мэри Бирд в своей увлекательной книге об истории художественных образов в мировом искусстве. От Египта эпохи фараонов до буддийской Индии и Англии времен Реформации – автор рассказывает о том, как люди изображали окружающий мир и что означали эти изображения.

Из этого обзора вы узнаете:

  • почему итальянские художники эпохи Возрождения изображали библейских персонажей в современной им одежде;
  • как в цивилизациях, запрещавших изображать людей и животных, представляли божественное начало;
  • и почему первый китайский император был похоронен вместе с 7000 терракотовых солдат.

Смысл произведений искусства определяется тем, как люди взаимодействуют с ними.

Если мы хотим увидеть искусство, особенно древнее, мы обычно идем в музей или библиотеку. Но это не те места, где большинство художников прошлого рассчитывали увидеть свои работы. Дело в том, что смысл многих художественных произведений формировало то, как с ними взаимодействовали люди.

Возьмем две статуи египетского фараона Аменхотепа III в Фивах: их значение определялось тем, что люди отправлялись в древний город, чтобы увидеть эти памятники своими глазами.

Одна из статуй в древности была известной достопримечательностью. Ее главным достоинством была способность «петь» (как она это делала, сейчас не ясно); возможно, это была лишь шутка местных озорных детей, а может быть, просто звук воздуха, выходящего через трещины в каменной кладке.

Поскольку пение статуи зависело от погоды (или от маленьких шалунов), нельзя было знать наверняка, услышите вы его или нет. И довольно скоро современники стали воспринимать этот звук как доброе предзнаменование.

Одним из путешественников, посетивших статую Аменхотепа III, был римский император Адриан. В 130 году н. э. придворная дама Юлия Бальбилла описала это событие в стихах, которые позже были начертаны на левой ноге и ступне каменного изваяния.

В стихотворении поэтесса утверждает, что Адриан слышал пение статуи и что это был явный знак благосклонности богов!

Таким образом, становится ясно, что искусство в древнем мире несло не только декоративную функцию, и прекрасным примером в этом отношении служит афинская керамика.

Возьмем, к примеру, охлаждающий сосуд для вина, изготовленный в V веке до нашей эры. Он украшен изображениями пьяных обнаженных сатиров – мифических созданий, наполовину людей, наполовину животных. Сатиры показаны в момент безумного веселья: один из них на своем эрегированном пенисе пытается удержать кубок, другому прямо в рот льется вино из бурдюка.

Может показаться, что это изображение повествует о торжестве гедонизма, но первое впечатление часто бывает обманчиво. Истинный его смысл куда глубже.

В то время, когда был изготовлен этот сосуд, афиняне занимались строительством городов, формировали свои правила и обычаи, а также размышляли над тем, что значит жить в городском сообществе. Их беспокоил вопрос, где провести границу между цивилизацией и варварством.

Изображения сатиров должны были служить напоминанием о том, что отныне подобные сцены возможны только на поверхности сосудов для вина.

Изображения людей издавна использовались для того, чтобы сохранить память об умерших и помочь нам примириться с потерей.

Когда смерть забирает у нас любимых людей, мы часто обращаемся к фотографиям, чтобы дорогие сердцу образы не стерлись из памяти. Но фотография была изобретена относительно недавно – а что же люди делали раньше?

Раньше на помощь приходило искусство.

Греческая статуя Фрасиклея является ярким примером того, как художественные произведения когда-то помогали людям хранить память об ушедших близких.

Эта погребальная статуя, обнаруженная в окрестностях Афин в 1970-е годы, отмечает место захоронения знатной девушки, жившей в древней Греции. Скульптор подробно изобразил мельчайшие детали облика прекрасной Фрасиклеи. На поверхности изваяния все еще можно видеть следы красного пигмента, который некогда покрывал его.

Необыкновенное впечатление производит прямой взгляд девушки – зритель просто не может не встретиться с ней глазами. Это чрезвычайно личная работа. Девушка держит в руке цветок, а надпись на постаменте сообщает нам от первого лица, что Фрасиклея умерла перед свадьбой.

Древнее искусство было связано не только с сохранением памяти. Оно также лечило от горечи потери близкого человека.

Рассмотрим, например, египетские портреты во времена, когда Египет был провинцией Римской империи.

Спустя несколько столетий после безвременной кончины Фрасиклеи портретная живопись стала важной частью римских траурных ритуалов.

Это были чрезвычайно образные картины, при написании которых использовался эффект игры светотени. Но их не вешали на стены, как мы это делаем сейчас, – они использовались для украшения саркофагов. Некоторые источники указывают на то, что саркофаги оставались в домах скорбящих в течение некоторого времени, прежде чем умершего хоронили.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Геном Геном

Автобиография вида в двадцати трех главах

kiozk originals
7 легендарных советских брендов, которые на самом деле западные 7 легендарных советских брендов, которые на самом деле западные

Оказывается, «Запорожец» и электронная игра «Ну, погоди!» притворялись русскими!

Maxim
Завтрак с Сократом Завтрак с Сократом

Философия повседневной жизни

kiozk originals
Моторы Москвы. Пять главных автомобилей довоенной столицы Моторы Москвы. Пять главных автомобилей довоенной столицы

Секреты автомобильной жизни довоенной столицы

РБК
Пять языков любви Пять языков любви

Секрет прочных отношений

kiozk originals
10 самых дурацких поводов для увольнения 10 самых дурацких поводов для увольнения

Хочешь знать, что нужно сделать, чтобы тебя точно уволили?

Maxim
Краткая история времени Краткая история времени

От Большого взрыва до черных дыр

kiozk originals
Что будет, если все люди на Земле прыгнут одновременно Что будет, если все люди на Земле прыгнут одновременно

Сможем ли мы сдвинуть нашу планету, если подпрыгнем все вместе?

Популярная механика
Я хочу, чтобы меня любили Я хочу, чтобы меня любили

Быть любимыми – это условие выживания, потому что любовь – не просто чувство

Psychologies
Приручить энергию звезд Приручить энергию звезд

Каким ученые видят решение грядущего энергетического дефицита

N+1
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Семь популярных кошачьих «странностей» с точки зрения науки Семь популярных кошачьих «странностей» с точки зрения науки

Почему коты закапывают миски с едой и вмешиваются в телефонные разговоры?

Популярная механика
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Думай медленно… решай быстро Думай медленно… решай быстро

Как устроено человеческое мышление

kiozk originals
Критика чистого разума Критика чистого разума

Революционная классика философской мысли о пределах человеческого разума

kiozk originals
9 великих изобретений, сделанных детьми 9 великих изобретений, сделанных детьми

От игрушек до вычислительной техники — дети могут всё

Популярная механика
Мифология Мифология

Бессмертные истории о богах и героях

kiozk originals
3 главных качества кандидатов, без которых Джефф Безос не нанимает их на работу 3 главных качества кандидатов, без которых Джефф Безос не нанимает их на работу

Три вопроса, которые помогут понять, что вы не ошиблись в кандидате

Inc.
Миф о красоте Миф о красоте

Стереотипы против женщин

kiozk originals
Взрывная мерзлота Взрывная мерзлота

Откуда в ямальской тундре берутся воронки газовых выбросов

N+1
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Рациональный ритуал Рациональный ритуал

Культура, координация и коллективное знание

kiozk originals
Три раза в день после еды Три раза в день после еды

Надо ли любить свои недостатки, особенно если это удается с трудом

Psychologies
Техника — молодежи Техника — молодежи

О популярности STEM-подхода в школьном образовании

Tatler
Детские страшилки: что будет, если наступить на иголку. Правда, что она сможет добраться до сердца? Детские страшилки: что будет, если наступить на иголку. Правда, что она сможет добраться до сердца?

Может ли детская страшилка про иголку стать реальностью?

ТехИнсайдер
Почему Александр Лукашенко ошибся со сценарием инаугурации Почему Александр Лукашенко ошибся со сценарием инаугурации

Глупо было устраивать такую инаугурацию, как у Лукашенко

СНОБ
Каста здесь Каста здесь

Некоторые соображения об устройстве российского общества

Esquire
Как избавиться от надоедливых групповых чатов и создать информативное сообщество в Viber Как избавиться от надоедливых групповых чатов и создать информативное сообщество в Viber

Вас тоже раздражают бестолковые открытки и старые мемы в групповых чатах?

CHIP
Черная быль. Что именно произошло на Чернобыльской АЭС и чем все кончилось Черная быль. Что именно произошло на Чернобыльской АЭС и чем все кончилось

С момента катастрофы на Чернобыльской АЭС прошло уже много лет

Maxim
«Ежовые рукавицы» низкой инфляции: какие риски таит медленный рост цен «Ежовые рукавицы» низкой инфляции: какие риски таит медленный рост цен

У низкой инфляции может быть ряд побочных эффектов

Forbes
Открыть в приложении