Право на желание. Почему свободные женщины ищут доминирующего мужчину
В борьбе за равные права с мужчинами женщины часто начинают отрицать женственность. О том, что из этого вышло, размышляет Ольга Нечаева
125 миллионов человек по всему миру купили книги трилогии «50 оттенков серого», и многие из них — успешные, состоявшиеся, эмансипированные женщины. Как фантазия об обретении сексуальности в руках доминантного властного мужчины оказалась настолько востребованной в современном мире?
В одном из своих подкастов психотерапевт Эстер Перел объясняет: «В нашем эротическом воображении мы создаем фантазии, которые дополняют наши роли. Если я стеснительна, я не буду фантазировать о том, чтобы быть тихой и незаметной, я буду фантазировать о том, какой я могла бы быть смелой и яркой. Если у меня много власти и я несу ответственность за большое количество людей, я буду фантазировать о ситуациях, в которых несут ответственность за меня и мне не нужно ни о ком заботиться. Если я все время думаю о других, мое воображение унесет меня в место, где я могу думать о себе. Это не или/или, это танец воображения, где мы переживаем опыт, которого нам не хватает в реальности».
Однажды на своей странице в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) я спрашивала женщин: «Как вы ощущаете женственность, что это для вас?» Среди 300 комментариев, часто невероятно чувственных и глубоких, нередкий тип ответа был такой: «никак», «как маску, которую надевают для манипуляций», «синоним слабости, зависимости, унижения, лживости, кокетства», «мало что может быть хуже женственности», «для меня это оскорбительное слово», «очередной тупой шаблон».
Борясь против ограничивающего, объективирующего, навязанного шаблона женственности, часть женщин приходит к отрицанию ее в принципе. Следом за требованием равенства прав и возможностей возникло требование знака равенства: «Мы такие же, как мужчины». Требование «относись ко мне как к профессионалу, а не как к женщине» вылилось в «я не хочу, чтобы во мне видели женщину». Все, отнесенное к «женской» сфере, постепенно стало считаться презираемым, соблазнительность превратилась в костюм «каблуки-косметика-декольте», надеваемый для достижения конкретных целей. Мы активно боремся с «женской гендерной социализацией», предписывающей женщине быть милой, уступчивой, мягкой, заботливой, но часто заменяем ее не менее жестким требованием: быть независимой, самодостаточной, успешной, твердой. В борьбе за право на удобную обувь и уважение