Вещи и бессознательное: о чем мы фантазируем в кабинете аналитика?
Кушетка, цветочный горшок, полка с книгами, лампа под абажуром, картина на стене… Каждая деталь обстановки кабинета может сыграть в процессе психоанализа весомую роль. Какую именно? Несколько любопытных наблюдений психоаналитика Ирины Сизиковой.
Трудно представить кабинет психоаналитика без мягкой мебели. Удобно расположившись на кушетке или в кресле во время сессии, пациент расслабляется и погружается в собственные фантазии. Но это не значит, что пространство, которое его окружает, не перестает на него влиять.
С момента установления контакта пациент бессознательно осваивается в окружающей его обстановке. Он изучает мебель, элементы интерьера, материалы, растения, которые поначалу растворены в общем фоне. Он создает свои собственные ориентиры и значимые линии движения между предметами мебели, картинами и прочим.
В результате между его бессознательными представлениями и средой возникает тесная связь. Пациент открывает для себя пространство по принципу матрешки, где лицо и тело аналитика представляются самой маленькой матрешкой, кабинет и здание — средними, улица и район города — большими.
То, в какой последовательности клиент их зрительно воспринимает, отзывается в имеющемся у него нарциссическом образе тела. С другой — отсылает его к бессознательным конфликтам. Если попытаться озвучить его нарциссическую позицию, это может выглядеть так: «Такому ценному существу, как я, нечего делать в этом старом доме (я достоин большего)»; «этот высокомерный аналитик недостоин такого любимого существа, как я (я достоин большего)»; наконец, «у этого аналитика слишком добрый и слишком любезный для меня вид (я этого не заслуживаю)» и так далее.
В динамике лечения может играть роль не только интерьер кабинета, но и приемная, в которой пациенту иногда приходится ждать начала сессии, и даже само здание, в котором проходит работа.
Многие симптомы могут проявиться в отношении пациента к кабинету, расположенному на высоком или цокольном этажах. Пациентов с фобиями отпугивают лифты с решетками, поскольку из них можно непосредственно видеть подъем и спуск, что может напомнить им многие образы из сновидений, тогда как закрытые лифты с раздвижными дверьми создают чувство изолированности, которое у некоторых пациентов может спровоцировать приступ клаустрофобии.
Что делать с такими случаями? Часто они не поддаются проработке, потому что пациента переполняет тревога, он чувствует, как в самой ситуации снова возрождается угнетающее его прошлое, пленником которого он себя бессознательно ощущает, и это немедленно толкает его к бегству.