Двери сознания
Нейронаука за последние годы определила, где в мозге живут человеческие лица и квадраты, красное и желтое, слова и эмоции, боль и мистика. Все они топчутся на пороге сознания
Что мы наверняка знаем о нашем сознании, так это то, что оно существует и находится в голове. Череп — его костяной дом, а все сведения о том, какая снаружи погода и прочие обстоятельства, поступают через органы чувств. Зрение, слух, осязание действуют подобно почтальонам, которые доставляют телеграммы. Может даже показаться, что из этих сообщений и складывается сознание. Однако медикам известно достаточно случаев, когда почтальоны работают исправно, но вот дома нет никого, кто мог бы их принять.
В середине прошлого века стали появляться описания странной слепоты у людей с совершенно здоровыми глазами. Некоторые такие пациенты не воспринимали только правую или только левую половину мира. Если бросить такому больному мяч со «слепой» стороны, тот увернется или даже поймает его, но не осознает происходящего. И лишь затем мозг пациента придумает объяснение неожиданным телодвижениям: «Вдруг решил, что стоит размяться». Почтальон-зрение звонил в дверь, но не получил ответа.
Измерение «я»
Кто он, «хозяин дома», долгое время оставалось загадкой: взглянуть на него не было возможности. Чтобы измерить активность нервных клеток, требовалось добраться до них тонкими электродами, а для этого — провести трепанацию черепа. По понятным причинам эксперименты были крайне редкими и сложными, и в них участвовали люди, которые уже имели повреждения мозга и нуждались в хирургическом вмешательстве. Однако со временем нашлись более гуманные инструменты, позволяющие регистрировать нейронную активность косвенно.
Так, электроэнцефалография (ЭЭГ) следит за активностью нервных клеток по легкому эху — слабым колебаниям электрического потенциала на коже головы. А функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) регистрирует приток к клеткам крови, показывая, когда и какие из них «работают» и «отдыхают». Созданы и методы точечной стимуляции групп нейронов направленным электрическим полем. Если воздействовать так на здорового бодрствующего человека, эхо возбуждения еще долго будет бродить по мозгу. Интенсивность этого ответа в других состояниях ниже и может служить показателем уровня сознания. Например, в глубокой коме эха не возникает и сознание отсутствует.
Между бодрствованием и комой находятся состояния, в которых сознания «чуть больше» или «чуть меньше»: различные фазы сна, эпилептические припадки, общий наркоз. Если стимулировать мозг крепко спящего человека, то возбудится небольшой регион, а эхо будет слабым. По этой активности высчитывают индекс сложности возмущений (Perturbational Complexity Index, PCI), который может служить мерой сознания, свидетельствовать, что «дома» есть тот, кто встретит «почтальона».