Рациональный ритуал
Культура, координация и коллективное знание
В этой книге Майкл Сук-Янг Че рассматривает критически важные вопросы, касающиеся того, как функционирует общество, и современной экономики, основанной на осведомленности людей. Некоторые вопросы в его работе сформулированы в абстрактных терминах и могут звучать довольно философски. Например, «Как вы можете знать то, что знаю я?». Но Че говорит об этих абстракциях, используя конкретные примеры, такие как антивоенные протесты, реклама и Суперкубок США. Мы рекомендуем интеллектуальные исследования Че всем, кто интересуется теориями познания, культуры и формирования сообществ.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Рациональный ритуал» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Книга «Рациональный ритуал» – это уникальный анализ коллективного бессознательного и его влияния на социум в XXI веке. Автор говорит о причине таких важных явлений как, например, спираль молчания. Знаете ли вы, что человеку свойственно скрывать свое настоящее мнение или взгляды, если он считает, что находится в меньшинстве, так как боится возмездия или изоляции? Это и есть спираль молчания. Благодаря сочетанию этого феномена и пропаганды держатся многие современные полуавторитарные режимы – вот насколько мощным может быть влияние коллективного знания! Об этом, а также о механизмах рационального ритуала рассказывает в своем бестселлере Майкл Сук-Янг Че.
Координация и коллективное знание
Если вы хотите сделать что-то вместе с другими людьми, у вас могут возникнуть «проблемы координации», когда каждый хочет участвовать в проекте, если только будет уверен, что и остальные в деле. Общение с окружающими влияет на ваши решения, но просто отправлять или получать сообщения недостаточно – вам также необходимо знать то, что знают другие. Вам нужно «коллективное знание».
Признание общественного или политического авторитета – это вопрос координации: чем больше поддержки лидер получает от окружающих, тем охотнее мы за ним последуем.
Проблемы координации отличаются от «эффекта безбилетника». Это ситуация, когда никто не хочет объединяться с другими: каждый предпочел бы быть «зайцем», который пользуется действиями окружающих, – подобно человеку, который едет в автобусе, не заплатив за проезд. Чтобы решить проблему «эффекта безбилетника», следует изменить мотивацию людей и сделать так, чтобы они стремились к общему благу. Однако все те, кто принимает участие в деле, не обязательно должны разделять один и тот же мотив. Например, вы можете присоединиться к демонстрации, потому что хотите свергнуть правительство, а ваш друг примет в ней участие только ради зрелища.
«Общественные ритуалы»
Чтобы лучше понять суть коллективного знания, рассмотрим, как оно формируется в обществе. Во-первых, общественные ритуалы, такие как «церемонии, митинги и информационные мероприятия», являются «социальными практиками, которые порождают коллективное знание». Общественные ритуалы укрепляют уже существующую власть или стимулируют социальные перемены. Ритуалы транслируют смысл от представителей власти к сообществу. Посредством особого языка они также демонстрируют, что все присутствующие разделяют одно и то же знание. Ритуалы следуют шаблону. Осознание и принятие таких шаблонов является частью коллективного знания, так как повторение ритуала свидетельствует о его важности. Чем большее количество раз информация повторяется целевой аудитории, тем успешнее она распространяется среди членов социума. Ритуалы используют известный всем формальный язык, который опирается на ограниченные источники (например, священные писания), таким образом подчеркивая превосходство коллективного знания над общением в целом.
«Поскольку генерация коллективного знания важна для скоординированных действий, за возможность воздействовать на этот процесс нередко идет настоящая борьба: например, общественные коммуникации обычно сильно страдают от цензуры», – пишет Сук-Янг Че.
Станет ли знание коллективным, часто зависит от метода и технологии, используемых для коммуникации. Вы не достигните эффекта, обзвонив по отдельности тысячу человек, даже если будете задавать им одни и те же вопросы. Люди не будут знать, что вы звонили другим и спрашивали их о том же. В отличие от этого, радиореклама создает коллективное знание: вы можете предположить, что любой, кто слушает ту же самую программу, теперь знает то же, что и вы.
Суть проблемы координации в том, что каждого человека волнует, что делают другие люди, и, следовательно, каждого человека волнует, что знают другие.
Создание коллективного знания способно радикально изменить ситуацию. Некоторые люди пребывают в «плюралистическом невежестве»: они ошибаются в представлениях о том, что думают другие. Например, в опросе 1972 года 72% респондентов, которые были «белыми американцами», считали, что большинство белых из их региона выступают за расовую сегрегацию. На самом деле, за нее выступало только 15% респондентов. Когда многие люди придерживаются ошибочных взглядов на убеждения других, исправление этого неправильного представления может катализировать общественные изменения – как это произошло в коммунистических режимах, когда граждане узнали глубину недовольства своих соотечественников.