Пришла и говорю
О режиссерках, сценаристках и продюсерках, которые делают наш кинематограф лучше, рассказывает киноведка и феминистка Мария Кувшинова.
Последние годы мир кино одержим «женским взглядом». Критики изучают его отличия от «мужского», преобладавшего долгие годы. Историки заново открывают пионерок кино вроде Алис Ги‑Блаше, оставшихся в тени первопроходцев-мужчин. Крупнейшие кинофестивали подсчитывают количество участниц в своих программах. Скандинавские страны выделяют приоритетное финансирование проектам, активно привлекающим на разные позиции женщин. Натали Портман приходит на «Оскар» в накидке, на которой золотом вышиты имена выдающихся женщин-режиссеров, не попавших в номинации. Интерес к «женскому взгляду» — не дань моде, у него есть глубокие причины.
Как и во всех профессиях, которые считаются «мужскими», в режиссуре женщин всегда можно было пересчитать по пальцам. Слишком много препятствий им приходилось преодолевать, чтобы наконец встать не перед камерой в виде музы, а за ней — в роли художника. Опыт женщины отличается от опыта мужчин, она рассказывает о нем по‑иному, по‑иному смотрит на других женщин и на саму себя. Очень долго этот опыт считался необязательным или даже маргинальным, ведь истории о женщинах прекрасно рассказывали и мужчины. Но сегодня, в эпоху социальных сетей, когда каждый говорит сам за себя и имеет шанс быть услышанным, постепенно приходит понимание того, что заглушать чужие голоса несправедливо и даже опасно. Что это приводит к фрустрации и радикализации, упрощает и обедняет картину мира.
Приходит понимание того, что в общих интересах — обеспечивать разным людям равные возможности, в том числе и для самовыражения. Для коммерческих глобальных студий привлечение авторов из разных гендерных, расовых и социальных групп — гарантия того, что их продукт попадет к аудитории, дорогу к которой не знали прежние монолитные сценарные команды, состоящие из мужчин одинакового происхождения и с одинаковым образованием. Для фестивалей поиск новых женских имен — заявление о том, что они больше не хотят быть закрытыми мужскими клубами, где от женщины ждут только выхода на красную дорожку в красивом платье. Для Швеции или Норвегии, где государство частично финансирует кино, важно облегчать доступ к профессии и заработку группе, которая составляет половину населения страны.