О режиссерках, сценаристках и продюсерках, которые делают наш кинематограф лучше

TatlerРепортаж

Пришла и говорю

О режиссерках, сценаристках и продюсерках, которые делают наш кинематограф лучше, рассказывает киноведка и феминистка Мария Кувшинова.

Кира Муратова на съемках фильма «Познавая белый свет», 1978.

Последние годы мир кино одержим «женским взглядом». Критики изучают его отличия от «мужского», преобладавшего долгие годы. Историки заново открывают пионерок кино вроде Алис Ги‑Блаше, оставшихся в тени первопроходцев-мужчин. Крупнейшие кинофестивали подсчитывают количество участниц в своих программах. Скандинавские страны выделяют приоритетное финансирование проектам, активно привлекающим на разные позиции женщин. Натали Портман приходит на «Оскар» в накидке, на которой золотом вышиты имена выдающихся женщин-режиссеров, не попавших в номинации. Интерес к «женскому взгляду» — не дань моде, у него есть глубокие причины.

Как и во всех профессиях, которые считаются «мужскими», в режиссуре женщин всегда можно было пересчитать по пальцам. Слишком много препятствий им приходилось преодолевать, чтобы наконец встать не перед камерой в виде музы, а за ней — в роли художника. Опыт женщины отличается от опыта мужчин, она рассказывает о нем по‑иному, по‑иному смотрит на других женщин и на саму себя. Очень долго этот опыт считался необязательным или даже маргинальным, ведь истории о женщинах прекрасно рассказывали и мужчины. Но сегодня, в эпоху социальных сетей, когда каждый говорит сам за себя и имеет шанс быть услышанным, постепенно приходит понимание того, что заглушать чужие голоса несправедливо и даже опасно. Что это приводит к фрустрации и радикализации, упрощает и обедняет картину мира.

Приходит понимание того, что в общих интересах — обеспечивать разным людям равные возможности, в том числе и для самовыражения. Для коммерческих глобальных студий привлечение авторов из разных гендерных, расовых и социальных групп — гарантия того, что их продукт попадет к аудитории, дорогу к которой не знали прежние монолитные сценарные команды, состоящие из мужчин одинакового происхождения и с одинаковым образованием. Для фестивалей поиск новых женских имен — заявление о том, что они больше не хотят быть закрытыми мужскими клубами, где от женщины ждут только выхода на красную дорожку в красивом платье. Для Швеции или Норвегии, где государство частично финансирует кино, важно облегчать доступ к профессии и заработку группе, которая составляет половину населения страны.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении