Солярный бунт
Владельцы независимых АЗС от Приморья до Краснодара заявляют об отсутствии возможности купить дизельное топливо на нефтебазах крупных компаний. Холдинги предпочитают продавать его на собственных заправках
Дизель в дефиците
В 40% регионов России наблюдается острый дефицит дизельного топлива на нефтебазах крупнейших нефтяных компаний, рассказал РБК президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Этот союз объединяет владельцев независимых сетей АЗС и трейдеров.
«Независимые заправки от Приморья до Краснодара не могут купить дизельное топливо у нефтяников мелким и средним оптом. Цены на товар в опте выставляются выше розничных — тех, по которым сами крупные компании продают бензин и дизель у себя на заправках», — сказал он. Обычно цены в розницу выше оптовых, потому что включают расходы и маржу АЗС.
Превышение оптовых цен над розничными объясняется тем, что после резкого скачка цен на топливо весной 2018 года правительство договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями заморозить розничные цены на бензин и дизтопливо с начала июня, цены на заправках те продолжают держать, а в опте уже стали повышать с начала сентября.
«На нефтебазах дизеля просто нет уже десять дней. Объяснение — весь объем отдан на собственные АЗС», — заявила РБК совладелица сети АЗС GP Vympel в Саратовской области Екатерина Савкина. Ее заправки вынуждены покупать дизтопливо на АЗС «Роснефти», где оно стоит 42,45 руб. за литр, в то время как на независимых заправках — 45,5 руб. за литр, говорит она.
Совладелец сети АЗС в Краснодарском крае Роман Гац также подтверждает дефицит дизельного топлива на местном рынке как у крупных компаний, так и на небольших независимых НПЗ: «У нас много сельхозпроизводителей, спрос на дизель повышенный, а предложение отсутствует уже с сентября». По его словам, на АЗС крупных компаний дизель стоит 43 руб., а оптовая цена для конкурентов — 44,3 руб. за литр (цена на заправках независимых АЗС составляет 45,3 руб. за литр).
И в Саратовской области, и в Краснодарском крае доминирующим поставщиком топлива являются структуры «Роснефти». «По итогам сентября 2018 года производство дизельного топлива Евро-5 на НПЗ «Роснефти» составило 2,14 млн т, что на 353 тыс. т выше, чем в аналогичный период 2017 года. Поставки дизеля на внутренний рынок относительно 2017 года выросли в сентябре до 1,3 млн т (+20%) соответственно. Компания перевыполнила биржевые нормативы по дизельному топливу, продав 8% от производства при минимуме в 5%», — сообщил РБК представитель «Роснефти».
Совладелец сети АЗС «Хорос» в Новосибирской области Сергей Фабричный утверждает, что при потребности в 800 т бензина в месяц эта сеть смогла купить только 25 т на Омском НПЗ «Газпром нефти» в октябре, а дизтопливо ей вообще не удалось приобрести. «Причины отсутствия топлива в нашем регионе называют разные — от ремонтов подъездных путей к железнодорожной станции, откуда поставляют топливо, до ремонта трубопроводов или наливных стояков», — сказал он. В пресс-службе сети АЗС «Газпром нефти» РБК сообщили, что поставки топлива в Новосибирскую область и другие регионы Сибири ведутся в соответствии с плановыми объемами: «Выполнение заявок осуществляется с превышением бизнес-плана».